среда, 30 июля 2014 г.

О фальшивых и поддельных монетах.

Практически одновременно с появлением первых монет в качестве законного платежного средства, стали появляться и их подделки, то есть фальшивые монеты. Во все времена, при любых правительствах и в любом государстве находились люди, которые пытались заработать на подделке монет.

Среди огромного количества монет, как участвующих в современном обращении, так и давно вышедших из него, нередко встречаются фальшивые и поддельные. Из них к фальшивым как правило относят те, которые изготовлены для использования в обращении как средства платежа, а поддельными – это монеты изготовленные для других нужд, чаще всего для обмана коллекционеров. И от тех и от других следует отличать копии (продавцы обычно называют их новоделами, хотя к «настоящим» новоделам они не имеют никакого отношения).


Новодел редкой монеты.

В России фальшивые монеты в массовом масштабе изготовлялись в XVII веке; в те времена их называли «воровскими деньгами», а этот опасный промысел - «воровским денежным делом».

В одном из кладов, найденном в городе Пскове, в конце XX века, обнаружены необычные «воровские» копейки, датируемые 1606 - 1608 гг. Сделаны они были весьма профессионально и в достаточно большом количестве, но рисунки и надписи на них хотя и выполнены прекрасно, но резко отличаются от распространенного типа псковских копеек Бориса Федоровича Годунова (другими были рисунок всадника и надпись). Еще более отличались эти «воровские» копейки от подлинных своим весом. Изучив псковские летописи, исследователи установили, что богатые псковские купцы и бояре в начале XVII века дали царю Василию Шуйскому большие деньги за тайное разрешение на монетный откуп (т.е. на право тайной чеканки монет помимо денежного двора). По всей видимости, чтобы замаскировать неполноценные монеты, для образца выбрали довольно распространенный тип псковских копеек с именем правителя Бориса Федоровича Годунова. В найденном кладе, скорее всего и нашли эти «воровские» копейки.

Ни одна фальшивая монета не похожа на другую, так что довольно трудно выделить какие-либо их отличительные признаки. Связано это с тем, что существуют различные способы изготовления фальшивых монет.

Способы изготовления поддельных монет.


Итак, каким же образом происходит изготовление поддельных монет? Есть множество способов.

Литьё под давлением (отливка). Основная масса современных фальшивых монет изготавливается методом литья в специальные формы, их еще называют клише, имитирующие лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны оригинальной монеты. Уровень развития современных технологий центробежного литья и электролизного копирования позволяет создавать фальшивые монеты высшей пробы без пузырьков с чётким рельефом изображений. Однако даже наличие таких совершенных технологий не позволяет добиться точного соответствия веса поддельной монеты и оригинала.

Применение нового штемпеля. В подобном случае может использоваться штемпель, сделанный мастером-умельцем по оригинальному образцу. Так чаще всего «делают» наиболее редкие монеты, поскольку изготовление более или менее точных копий штемпелей весьма трудоёмко и недёшево. Штемпеля для подделок этого типа часто изготавливают с применением современного оборудования, поэтому отличить их достаточно трудно, а может быть и не всегда возможно.

Использование старого штемпеля. В этом случае «старый» использованный штемпель применяется незаконным образом с внесением в него некоторых изменений.

Создание гальванопластической копии. Таким образом делают гальванокопии и подделки редких монет, ошибочно чеканенных не в своём металле. На оттиски лицевой и оборотной стороны копируемой монеты, изготовленные из гипса (с последующей проваркой их в воске) или из пластмассы, наносился токопроводящий слой, а на него путем электролиза осаждалась медь. Полученные таким образом пластины, точно повторяющие рельеф аверса и реверса монеты и имеющие закраины, соответствующие части гурта, подгонялись одна к другой и соединялись пайкой по закраинам так, чтобы расстояние между ними соответствовало толщине копируемой монеты. Гальванокопии обычно отличаются по особой фактуре поверхности, сильно отличающемуся весу и следам соединения половинок на гурте. Иногда они выполнены так хорошо, что отличить их от подлинных бывает непросто. Гальванокопии никогда не «звенят» так, как подлинные монеты, их «звон», если он вообще есть, гораздо глуше. Покрытые «не своим» металлом подделки выявляются по несоответствию веса, часто неправильному цвету покрытия и путём осторожного надреза между зубчиками гуртовой насечки, по разнице цвета металла в месте надреза, пластины аверса и реверса при нажатии на них заметно прогибаются. Такие подделки следует отличать от бракованных подлинных монет, пережжённых в процессе технологической операции отжига монетных заготовок после вырубки их из листа для повышения пластичности металла. У последних изменение цвета при надрезе идёт равномерно, в то время, как у подделок есть резкая граница между слоями.
Нередко принимался ряд мер, существенно улучшавших качество гальванокопий. Так, например, масса гальванокопии подгонялась под массу копируемой монеты путем помещения между пластинами какого-либо наполнителя, который одновременно исключал прогиб пластин при нажатии и мог придать гальванокопии некоторое подобие звона. Гальванокопии серебряных и золотых монет, изготовленные из меди, обычно после их окончательной сборки серебрились или золотились, чем попутно маскировались места спайки, а иногда для лучшей маскировки этих мест на гурт гальванокопии надевалось с натягом металлическое кольцо с гуртовой насечкой, узором или надписью. Подобные улучшения делали гальванокопии трудноотличимыми от подлинных монет и позволяли выдавать некоторые из них за подлинники с целью обмана коллекционеров.
Иногда осаждение металла на гипсовые или пластмассовые оттиски продолжалось до тех пор, пока толщина каждой пластины не достигала половины толщины копируемой монеты, после чего такие пластины соединялись пайкой не по линии соприкосновения закраин, а по всей площади соприкосновения их тыльной стороны.


Исправление года на 50-копеечной монете.

«Исправление» (доработка) отдельных элементов на рядовых подлинных монетах, делающие их «редкостью». В среде мошенников очень популярна механическая доработка монеты, позволяющая добавить или убрать некоторые детали ее рисунка с целью получения раритета из обычной монеты. Обычно «исправляют» цифры даты, инициалы минцмейстеров, обозначение монетных дворов и другие детали (например, обозначение Екатеринбургского двора «ЕМ» переделывалось на «КМ»). Делают это обычно способом перегравировки подлинной монеты; иногда мастера даже спиливают отдельные буквы или знаки, а затем припаивают другие; соединение оборотной и лицевой сторон двух подлинных монет разных типов (таким образом, получается монета якобы неизвестного образца). «Дорабатывались» сильно потертые или поврежденные подлинные и новодельные монеты с целью придания им «товарного» вида: подгравировывались стертые изображения и надписи, сглаживались забоины, заделывались пробитые в монетах отверстия, вручную наносилась гуртовая насечка (зачастую вместо стертой гуртовой надписи) и т. д. Такая варварская «реставрация» обычно несколько улучшала общий вид монеты, но безвозвратно превращала ее в самую настоящую подделку.
Отличают такие подделки по следам работы гравёра или по несоответствию подлиннику других элементов оформления монеты. В ряде случаев это тоже бывает затруднительно, поэтому для распознания хорошо изготовленных подделок необходимо как можно лучше изучить предмет, по возможности сравнивая с заведомым подлинником или фотографией.

Ручная резьба (все изображения и надписи вырезались вручную). Это довольно редко встречающиеся, крайне трудоемкие подделки, на которых все изображения и надписи вырезались вручную. Такая подделка могла быть изготовлена из гладкого кружка, и тогда вручную вырезались обе стороны монеты, и наносилось гуртовое оформление. Если же в качестве заготовки использовалась какая-нибудь ординарная подлинная монета, то имевшиеся на одной из ее сторон изображения и надписи спиливались и вместо них вырезались новые; в результате одна из сторон такой подделки оказывалась подлинной, так же как и ее гуртовое оформление.

Монеты-подражания. Для них характерно не следование определенной монетной стопе, а скорее, подражание самому монетному типу. При этом, как правило, копируется размер и вес монеты, служащей образцом. Чаще всего сохраняется и легенда на монете-подражании, лишь иногда знакомая легенда может быть написана другим шрифтом, на другом языке, а иной раз даже измениться полностью. Основная причина появления подобных монет-подражаний - желание монетных сеньоров наиболее активно и выгодно использовать монеты в своей стране или за рубежом, в связи с этим образец для подражания - именно полноценная монета, имеющая прочное экономическое положение, завоевавшее уважение и потому, естественно, охотно принимавшаяся населением той или иной территории. Кроме этих причин чеканки монет-подражаний, мотивом могло выступить и политическое влияние могущественного соседа, и даже желание повторить особенно красивые образцы монет.
Существуют также монеты-подражания, которые специально были отчеканены старыми штемпелями много позднее их первоначального выпуска, дата которого указана на самих монетах. Эти монеты не поддельные, но лишь в том случае, если при их изготовлении соблюдаются определенные правила. Согласно этим современным международным правилам надо обязательно, чтобы новоделы имели либо какой-то отличительный знак, либо дочеканенную дату их реального изготовления. Сейчас особенной популярностью пользуется изготовление золотых новоделов с целью продажи их на международном денежном рынке с наценкой. Естественно, что это, прежде всего коммерческое мероприятие с целью получения сверхприбылей.

«Копии чеканки». Одними из лучших современных монетных подделок являются так называемые «копии чеканки», изготавливаемые при помощи отливки сплавов в матрицы, которые создаются с помощью инструментов лазерной резки. Происходит этот процесс следующим образом: оригинал сканируется на компьютере, затем полученное изображение передаётся в лазерное устройство, вырезающее в пластмассовой форме точную копию лицевой и оборотной сторон. Но даже такие высокотехнологичные фальшивые монеты можно обнаружить с помощью спектрального анализа, позволяющего точно определить состав сплава.


2/3 талера 1678 года (старинная подделка).

Были в истории фальшивомонетничества и другие примеры, когда за подделку монет брались государства с целью подрыва экономики враждебной страны. Например, Германия в ходе первой мировой войны чеканила фальшивые английские золотые соверены с минимальным содержанием золота в них.

Для подделки монет мошенники используют все более совершенные инструменты. И определить фальшивую монету становится все сложнее и сложнее. Только спектральный анализ позволяет со 100% точностью узнать, какая монета попала к Вам в руки, фальшивая или нет. Но, как известно, спектральный анализ доступен очень немногим. Поэтому, даже если Вы приобретете фальшивый раритет, не стоит сильно расстраиваться, потому что хорошая подделка в среде обычных коллекционеров, в принципе, ничем не отличается от оригинала. Более того, в некоторых случаях со временем фальшивые монеты становятся настоящими реликвиями, стоящими на порядок выше подлинника.

Благодаря фальшивомонетчикам появилось новое направление нумизматики - коллекционирование фальшивых монет. И даже известны случаи, причем их не так уж и мало, когда старые фальшивые монеты ценятся на рынке гораздо дороже оригиналов. Это связано с их редкостью.

Но все-таки самым популярным занятием в среде фальшивомонетчиков была подделка золотых монет. Причины возникновения данного явления вполне понятны - золото всегда и везде ценилось очень высоко. Поскольку основной целью изготовления фальшивых монет является извлечение прибыли, то они, как правило, отличаются либо низкой пробой золота и серебра, либо тем, что полностью изготовлены из меди или бронзы с тонким слоем позолоты или посеребрения. Как правило, махинации с золотыми монетами сводились к уменьшению их веса. Мошенники вытравливали или стирали механическими способами золото с поверхности монет, а затем сбывали эти монеты. Талантливые аферисты поступали по-другому. Они разрезали монету по ребру на две части, не повреждая при этом ее поверхность, вынимали золото, а образовавшуюся полость заполняли сплавом из не драгоценных металлов. Затем, обе половинки монеты аккуратно соединялись. Даже специалисты не могли по внешнему виду определить подделку. Единственное, что выдавало фальшивку, это несоответствие весу подлинной монеты, поскольку удельный вес золота был больше, чем любого, имевшегося в распоряжении у мошенников сплава.

Кроме высокого качества современных коллекционных подделок, следует отметить еще одну их особенность, которая обусловлена, с одной стороны, сравнительной простотой их изготовления с помощью современных технических средств, а с другой - возросшими трудностями в приобретении подлинных коллекционных монет: это расширение перечня объектов фальсификации. В отличие от фальсификаторов старой формации, современные фальсификаторы фабрикуют не только подражания редким подлинным монетам и фантастические подделки, но и подделки, копирующие вполне обычные монеты.

Как распознать фальшивые монеты.

Отличить хорошую фальшивку от настоящей монеты очень непросто, поэтому часто коллекционеры, особенно начинающие, многократно продают или обмениваются редкими экземплярами, даже не подозревая о том, что они являются фальшивыми монетами.

Итак, как же можно определить фальшивую монету не являясь профессионалом? Большинство нумизматов считают наиболее важным обратить внимание на следующие показатели для определения подлинности монет:

1. Цвет металла и патины необходимо сравнить с другими подобными монетами.
2. Надо рассмотреть цвет стертых и поврежденных мест (у поддельной монеты может проглядывать инородный металл).
3. Необходимо присмотреться к характеру блеска металла: излишний блеск (это может быть как признаком недавнего изготовления, так и применения полировки); заметная невооруженным глазом матовость металла (например, позолоты поддельных золотых монет); жирный блеск (в том случае, если подделка амальгамирована, или при наличии в сплаве монеты значительного количества цинка).
4. Внешний вид чеканки; чеканка (четкость чеканки), литье.
5. Если монета литая или имеет литой монетный кружок, следует обратить внимание на сглаженные очертания, тупой гурт, зернистую поверхность (признак значительной примеси неблагородных металлов), на остатки пузырьков, образовавшихся при литье, которые мастер-изготовитель поддельных монет пытается заполировать.
6. Величину и толщину монеты-приобретения необходимо сравнить с величиной и толщиной подлинных монет того-же типа.
7. Рассмотреть наличие гравировки.
8. Обратить внимание на надписи на монетах (четкость при чеканке и смягченные очертания при литье), на начертания букв и цифр.
9. Вес новой монеты должен быть близок к весу подлинных монет этого типа.
10. Удельный вес должен быть равен удельному весу однородного металла.
11. Звон монет золотых и серебряных при падении на каменную плиту должен быть ясным и мелодичным (не всегда помогает точно определить подлинность монет).
12. Химические признаки - штрих-проба.

Профессионалы могут выявлять фальшивки по еще целому ряду признаков - миниатюрные клейма, общие дефекты тиража, четкость изображений. Однако и профессионалы не застрахованы от ошибок. Лучшим способом проверки монет на подлинность является спектральный анализ, но большинству нумизматов он не доступен. Вот и приходится покупать монеты на свой страх и риск.

Для выявления подделок монет из драгоценных металлов большую роль может сыграть определение пробы сплава, из которого изготовлена изучаемая монета, поскольку именно этот показатель довольно точно выдерживался на монетных дворах, в то время, как подделыватели обычно используют близкие по пробе сплавы из имеющихся в наличии. Наиболее точно и без повреждения монеты пробу можно рассчитать после определения плотности металла методом гидростатического взвешивания. Метод гидростатического взвешивания заключается во взвешивании монеты в воздухе и погруженной в воду. Разница этих весов в граммах с достаточной точностью численно равна объёму монеты в см3. Необходимо оговориться, что этот метод применим только для двухкомпонентных сплавов, поскольку при наличии третьего компонента определение плотности сплава не позволяет определять пробу.

Вообще, в истории фальшивомонетничества известны разные случаи изготовления подделок. Например, фальшивые серебряные монеты, которые чеканил Иван Демидов, отличались очень высоким качеством. Чистота серебра в этих монетах была выше, чем у монет царской чеканки. Поэтому проверить демидовские монеты на подлинность не представлялось возможным, и их разрешили использовать в качестве законного платежного средства.

Сегодня ситуация с подделкой монет в корне изменилась, поскольку многие редкие коллекционные монеты очень высоко котируются на рынке. Если раньше фальшивые монеты изготавливались в качестве законного платежного средства, то в настоящее время подделки изготавливаются, как правило, для мошенничества в среде нумизматов и коллекционеров, причем по большей части неопытных, а только начинающих приобщаться к коллекционированию. Их проще обмануть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий