Этот пробный рубль является одной из величайших редкостей русской нумизматики. Портрет не подписан. Кто же был гравером? Ответ не известен до сих пор. Даже в коллекции одного из величайших русских нумизматов – Великого Князя Георгия Михайловича не было подобной монеты – ему были известны только два экземпляра, один из которых находился в Государственном Эрмитаже, а другой – в частной коллекции.
Эта монета превосходит по сохранности оба других известных экземпляра, и увеличивает количество известных монет до трех. Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала отличным чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и эстетика её окружения ни в малой мере не уступала уровню ведущих европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и на медальерном искусстве, которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем. На Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера работали рука об руку с Самойлой Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему принадлежали характерные портреты Екатерины II на рублевиках – основной монетной продукции Петербургского монетного двора. Основные типы бюста – 1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд исправлений и улучшений, которые были призваны удовлетворять как требования монетного двора, так и нужды политики, но в особенности - личные амбиции и вкусы императрицы.
В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового монетного портрета Екатерины. Вполне очевидно, что послужило причиной: бюст первого портретного типа рублей 1762-1765 годов показывал Екатерину моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка вперед, так что ее плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то чтобы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не представлялся достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы Всея Руси. Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни рассматриваемый нами пробный рубль. Очевидно, что заказ был официальный - об этом говорят как знаки монетного двора, так и инициалы монетного мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец официальный портрет императрицы. Можно с уверенностью утверждать, что это был парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного живописца – Федора Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль влево, также было и на штемпеле, с которого отчеканена наша монета. Таким образом, при копировании не было бы необходимости в использовании зеркала.
В целом, бюст на пробном рубле более реалистичен, чем утвержденный тип работы Иванова. Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия от портретов Екатерины того периода. Медальер изобразил Екатерину с маленьким прямым носиком, тогда как в официальной живописи того времени нос Императрицы более массивен. Автор монетного бюста подтянул и второй подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более идеализирован и моложав.
Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был отвергнут. А может быть, от чеканки отказались на монетном дворе по вполне практическим технологическим причинам: драпировки и другие детали бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для массовой монетной эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден, и на сегодня известно только три экземпляра этой интереснейшей монеты.
Эта монета превосходит по сохранности оба других известных экземпляра, и увеличивает количество известных монет до трех. Покровитель искусств и науки, императрица Екатерина II Великая, обладала отличным чувством стиля и превосходным художественным вкусом: культура и эстетика её окружения ни в малой мере не уступала уровню ведущих европейских дворов. Эта атмосфера сказалась и на медальерном искусстве, которое при Екатерине испытало подлинный творческий подъем. На Петербургском монетном дворе ведущие немецкие медальерные мастера работали рука об руку с Самойлой Юдиным и Тимофеем Ивановым. Последнему принадлежали характерные портреты Екатерины II на рублевиках – основной монетной продукции Петербургского монетного двора. Основные типы бюста – 1762, 1766, 1777 и 1783 обнаруживают целый ряд исправлений и улучшений, которые были призваны удовлетворять как требования монетного двора, так и нужды политики, но в особенности - личные амбиции и вкусы императрицы.
В 1766 году было принято решение о необходимости создания нового монетного портрета Екатерины. Вполне очевидно, что послужило причиной: бюст первого портретного типа рублей 1762-1765 годов показывал Екатерину моложавой, с улыбкой на устах, наклоненной слегка вперед, так что ее плечи даже слегка горбятся как у молодой дебютантки первого бала. Не то чтобы этот портрет не льстил императрице – скорей всего он просто уже не представлялся достаточно серьезным, дабы передавать облик Самодержицы Всея Руси. Эта потребность в новом облике и вызвала к жизни рассматриваемый нами пробный рубль. Очевидно, что заказ был официальный - об этом говорят как знаки монетного двора, так и инициалы монетного мастера. Неизвестному нами граверу был предложен как образец официальный портрет императрицы. Можно с уверенностью утверждать, что это был парадный портрет Екатерины II 1763 года работы ведущего придворного живописца – Федора Рокотова. На полотне Екатерина изображена в профиль влево, также было и на штемпеле, с которого отчеканена наша монета. Таким образом, при копировании не было бы необходимости в использовании зеркала.
В целом, бюст на пробном рубле более реалистичен, чем утвержденный тип работы Иванова. Нос и подбородок, однако, обнаруживают небольшие отличия от портретов Екатерины того периода. Медальер изобразил Екатерину с маленьким прямым носиком, тогда как в официальной живописи того времени нос Императрицы более массивен. Автор монетного бюста подтянул и второй подбородок Екатерины. В целом монетный портрет более идеализирован и моложав.
Возможно, образ показался Екатерине жестковатым и был отвергнут. А может быть, от чеканки отказались на монетном дворе по вполне практическим технологическим причинам: драпировки и другие детали бюста были слишком вычурны, сложны и непригодны для массовой монетной эмиссии. Какова бы не была причина, этот дизайн не был утвержден, и на сегодня известно только три экземпляра этой интереснейшей монеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий