Первыми памятниками, свидетельствующими о начале гурчения и гуртопечатания в практике изготовления русской монеты являются медные и серебряные монеты 1708—1710 годов. Они были отчеканены на Московском Адмиралтейском монетном дворе и хранятся в собрании Государственного Эрмитажа.
С переходом в России чеканки монет на западноевропейскую технологию — в прессах-баллансирах, возникла проблема «опечатывания монет по кругу» в противовес старинному обрезыванию краев монет. Гурчение придавало монете более правильную форму, а сам гурт становится дополнительной площадью для «служебных надобностей». С течением времени, как на Западе, так и в России, гуртопечатание закрепилось в технологическом процессе, как мера удлинявшая жизнь монеты в обращении, т. к. обработка поверхности — гурта — делала ее края более высокими, что предотвращало быстрое стирание выпуклостей поля монет. В полной мере применение гурчения нашло отражение в медальерном искусстве, развитие которого в XVIII веке благодаря техническим новшествам, завезённым иностранцами, получило новый толчок. Для Петра I, инициатора и руководителя денежной реформы, налаживание чеканки высококачественной медальерной продукции имело чисто политический характер: медаль является предметом активной контрпропаганды против воюющей с Россией Швеции. Целая серия этих памятников, посвященная славным событиям Северной войны (кстати сказать, чеканная и с латинскими легендами) преподносилась посланцами Петра I всем европейским монархам.
Серебряные и медные монеты для внутреннего обращения гуртились в основном, в фискальных целях — для затруднения подделки и, в частности, для предотвращения обрезывания краев. Сразу оговоримся, что ни эти мероприятия, ни ужесточение наказаний «денежным ворам», вплоть до мучительной смертной казни, не смогли искоренить подобного бедствия в русском денежном обращении. Социальные противоречия, столь ощутимые на разных полюсах общества, представленных, с одной стороны, посадским людом и крепостным крестьянством, а с другой — крепнущим классом купцов и промышленников, а также новой и старой аристократией — оставались незыблемыми; гнет абсолютистско-бюрократического аппарата лишь усиливался, периодически вызывая всплески народного возмущения.
Всего за 4 года со дня именного указа от 11 марта 1700 года «О делании медных денежек, полушек и полуполушек»;1 монетная стопа дважды увеличивалась: с 12 руб. 80 коп. до 15 руб. 40 коп. в 1702 году, а затем до 20 руб. из пуда меди в 1704 году. Как показывает история развития медного денежного обращения русское правительство не остановилось на этом: в 1718 году проводится новое, официально объявленное повышение монетной стопы до 40 руб. в пуде2. Выше этой нормы казна, впрочем, побоялась пойти, и она осталась для XVIII века максимальной. Наличие пробных монет, не соответствующих принятым весовым нормам выделки медных денег, свидетельствует о поисках правительством дополнительных источников пополнения казны за счёт эксплуатации медной монетной регалии. И здесь мы должны непосредственно обратиться к монетам 1708—1710 годов.
Но прежде хотелось бы поделиться одним наблюдением, проведённым в ходе работы с нумизматическим и археологическим материалом. Выше названы даты увеличения норм монетной стопы для меди: 1702, 1704, 1718 годы. В этот ряд следует, вероятно, внести и пробы 1710 года, чеканенные по монетной стопе «порядка 25 руб. из пуда меди».3 На наш взгляд, в указанной хронологии усматривается взаимосвязь с определёнными периодами в развитии неудач и успехов России в Северной войне со Швецией.
Начало чеканки медных монет состоялось еще в мирном 1700 году и выбор монетной стоны определялся произвольно. Затем последовало поражение под Нарвой, со всей очевидностью показавшее непригодность старого строя русской армии для ведения войны с северным соседом. Соответствующие начинания в военной области незамедлительно потребовали дополнительных средств и в 1702 году монетная стопа увеличивается.
1704 год — год рождения первой в мире децимальной денежной системы — отмечен наиболее важным нововведением — появлением серебряного рубля и медной копейки, которая чеканится по повышенной 20-ти рублевой монетной стопе. В этом же году на театре военных действий Россия имеет первый крупный успех: город — крепость Нарва становится русским.
В дальнейшем успешные действия русских войск нарастают победы следует одна за другой. Этот этап войны завершается «славной Полтавской баталией», предрешившей окончательный исход военного противоборства. Однако военные успехи не даются без колоссальных финансовых затрат. И об этом свидетельствует ряд мероприятий в области денег: не миновать было снижения пробы серебряных монет и попытки нового увеличения монетной стопы для меди, имевшей место, как предполагается, в 1710 году. Наконец, в 1718 году монетная стопа удваивается, что говорит о кризисном положении русских финансов в затяжной Северной войне, перекинувшейся с суши на море. Основная тяжесть этого кризиса ложилась на медную монету, а, следовательно, на социальные низы.
Вернёмся к монетным пробам 1708—1710 годов. В их создании прямое и непосредственное участие принимал медальер, резчик штемпелей, техник-самоучка Федор Алексеев. Работая на Адмиралтейском монетном дворе с самого его основания мастером резного дела Ф. Алексеев занимался «техническим творчеством». Его интересы были замечены Петром I, поощрявшим техническую грамотность среди соотечественников. Тот факт, что Алексееву платили жалование наравне с иностранными специалистами, уже говорит о многом. Основная заслуга Ф. Алексеева состоит в изобретении «инструмента, коим изображаются по ребру медных денег литеры»4.
Среди дел Адмиралтейской канцелярии, которой подчинялся одноимённый монетный двор, сохранились документы, подтверждающие, что в 1709 году резчиком Ф. Алексеевым были изготовлены «государевы гербы к клеймению серебра и словесники к пробам5 (Разрядка наша. — С. М.) Скорее всего, медные пробы 1708 и 1709 годов и являются результатом этой работы мастера. Оба кружка не имеют обозначения номинала; соотношение осей сторон прямое (как и на всех остальных пробах); вес произвольный — 4,83 г. (1708) и 2,98 г. (1709), не вписывающиеся ни в одну из указанных монетных стоп. Проба 1708 года имеет гладкий гурт узорчатый.
«Словесники» (в данном случае, лицевая сторона) обеих проб имеют надпись «ЦРЬ:ПЕТРЪ АЛЕКСЕЕВИЧЪ: ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛИТЕЛЬ», расположенную в пять строк. В следующем, 1709 году, под надписью обозначен Адмиралтейский монетный двор — «М Д». Несмотря на различие веса, размера и оформления гурта и точечного ободка, эти пробы, вне всякого сомнения, принадлежат нашему мастеру — Ф. Алексееву. Самая важная, отличительная особенность этих проб в том, что они имеют обработанный гурт — гладкий и узорчатый.
Ещё одну деталь необходимо отметить: обозначение даты в обоих случаях арабскими цифрами, а не привычной, принятой славянской нумерацией. Это свидетельствует о направленности петровских преобразований, осознания им необходимости пропаганды гражданского шрифта и нового летосчисления самым доступным средством «информации» — деньгами.
Следующим этапом в совершенствовании монетной техники Алексеевым становится создание гуртопечатного инструмента, т. е. простейшего станка для нанесения на гурт надписей. За эту работу — действие станка мастер демонстрировал самому Петру I — именным указом царя в 1710 году Ф. Алексееву прибавили жалование на 50 рублей! Для русского мастера по тем временам такая прибавка являлась высочайшей оценкой заслуг. Вероятно, во избежание замедления производства денег дополнительным процессом, новшество Ф. Алексеева не было внедрено на монетных дворах в 1710 году.
1710 годом датировано несколько пробных монет с гуртовой надписью и гладким гуртом, которые можно рассматривать как результат поисков Алексеева. Среди них обычная по типу, но с более тщательной, тонкой проработкой штемпелей копейка, дата которой обозначена славянской нумерацией. Надпись на гурту: «МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
Другие монеты — копейка, денга и полушка — представляют особую подборку: по типу оформления лицевой и оборотной сторон, по весовой норме (монетной стопе) и по оформлению гурта. Рассмотрим их по порядку.
Копейка 1710 года имеет схожий «словесник» с пробами 1708— 1709 годов, только здесь Петр I именуется «самодержцем». Под надписью расположено обозначение номинала: «:КО:». Такое сокращение говорит о незавершенности композиции: автор искусственно привнёс дополнительный элемент — обозначение достоинства — в аверс монеты. Оборотная сторона также аналогична ранним пробам. Здесь расположен под датой знак «МД». Гуртовая надпись «КОПЕЙКА МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
Особенность этой пробы в том, что она отчеканена в серебре; вероятно, драгоценный металл был выбран специально, ввиду предстоящего поднесения царю. Не случайно изменён в титулатуре эпитет «повелитель» заменён на «самодержец», подчеркивающий величие власти Петра I. Отметим, что «самодержец» на серебряных монетах утверждается значительно позднее, после принятия Петром I титула императора в 1721 году. Исключением являются золотые монеты, на которых указанный эпитет встречается с 1711 года, чеканившиеся, в основном, для зарубежных платежей.
Денга 1710 года предлагалась в двух вариантах. Первый с надписью «МОСКОВСКАЯ ДЕНГА» и «1710 (л. с.), «МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА» (о. с.) и гладким гуртом. Второй вариант на аверсе имеет герб, на реверсе надпись: «РОССИЙСКАЯ ДЕНГА 1710 МД». Разновидность штемпеля этого варианта — обозначение монетного двора («МД») на лицевой стороне
под лапами орла. Обе разновидности второго варианта на гурте имеют надпись: «МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
К этой же подборке относится и полушка 1710 года, датой и номиналом на реверсе и гербом с буквами «МД» под лапами орла на аверсе. Гурт полушки гладкий. Явное композиционное различие проб исключает возможность определения их как единой серии. Это говорит о разновремённости чеканки и о длительных исканиях Алексеева, принадлежность которому дошедших до нас пробных монет не вызывает сомнения.
Что можно сказать о самом инструменте, созданном Ф. Алексеевым? В европейском монетном деле к этому времени были известны несколько типов гуртильных станов. Какие-то из них Петр I мог видеть, путешествуя с «великим посольством» в 1697 - 1698 годах, а об увиденном рассказать в России при посещениях монетного двора5. Образцов монетного оборудования петровского времени не сохранилось; исследователям известно совсем незначительное количество монетных и медальных штемпелей XVIII века. Такое положение дел вызывает удивление: в XVIII столетии в России работало около 20 монетных дворов, «штатных» и временных, которые были оснащены всем необходимым оборудованием и инструментарием. Просто невозможно представить, что всё это бесследно исчезло, уничтожено временем, переплавлено... По достоверным источникам, в 1917 году во время эвакуации штемпельный архив Петроградского монетного двора был вывезен на юг страны6. Так что поиски в этом направлении следует продолжать.
Изобретение Ф. Алексеева, замеченное и одобренное Петром I, тем не менее оставалось в бездействии почти десяток лет. Сам же умелец довольствовался солидной прибавкой в жаловании, да возможностью совершенствовать новоизобретённый инструмент и своё мастерство резки штемпелей. Только с 1718 года гурчение и гуртопечатание в монетном производстве России приобретает характер постоянного технологического приёма. В связи с этим следует отметить, что приведённые здесь пробные монеты являются поистине драгоценным памятником монетного дела Петровской реформы и свидетельствуют о целенаправленном, упорном поиске новой весовой нормы медных денег.
Несомненна значимость начинания в отечественном монетном деле изобретателя, русского мастера, Федора Алексеева.
Примечания:
1. ПСЗ № 1776.
2. ПСЗ № 3148.
3. В. В. Уздеников. Монеты России 1700—1917. М., 1985, с. 185, примечание 86. Монеты 1708 и 1709 годов не имеют обозначения достоинства и относятся, скорее всего, к другому направлению петровских преобразований, о котором ниже.
4. Е. С. Щукина. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962, с. 18—19.
5. И. Г. Спасский. Первое трехлетие Петербургского монетного двора. — Труды ГЭ, XXVI, (нумизматика, 6). Л., 1986, с. 39—40.
6. ЦГИА СССР, ф. 580 (Петроградская ссудная казна), on. 1, д. 34, л. 147.
С переходом в России чеканки монет на западноевропейскую технологию — в прессах-баллансирах, возникла проблема «опечатывания монет по кругу» в противовес старинному обрезыванию краев монет. Гурчение придавало монете более правильную форму, а сам гурт становится дополнительной площадью для «служебных надобностей». С течением времени, как на Западе, так и в России, гуртопечатание закрепилось в технологическом процессе, как мера удлинявшая жизнь монеты в обращении, т. к. обработка поверхности — гурта — делала ее края более высокими, что предотвращало быстрое стирание выпуклостей поля монет. В полной мере применение гурчения нашло отражение в медальерном искусстве, развитие которого в XVIII веке благодаря техническим новшествам, завезённым иностранцами, получило новый толчок. Для Петра I, инициатора и руководителя денежной реформы, налаживание чеканки высококачественной медальерной продукции имело чисто политический характер: медаль является предметом активной контрпропаганды против воюющей с Россией Швеции. Целая серия этих памятников, посвященная славным событиям Северной войны (кстати сказать, чеканная и с латинскими легендами) преподносилась посланцами Петра I всем европейским монархам.
Серебряные и медные монеты для внутреннего обращения гуртились в основном, в фискальных целях — для затруднения подделки и, в частности, для предотвращения обрезывания краев. Сразу оговоримся, что ни эти мероприятия, ни ужесточение наказаний «денежным ворам», вплоть до мучительной смертной казни, не смогли искоренить подобного бедствия в русском денежном обращении. Социальные противоречия, столь ощутимые на разных полюсах общества, представленных, с одной стороны, посадским людом и крепостным крестьянством, а с другой — крепнущим классом купцов и промышленников, а также новой и старой аристократией — оставались незыблемыми; гнет абсолютистско-бюрократического аппарата лишь усиливался, периодически вызывая всплески народного возмущения.
Ярким проявлением народного гнева против последствий финансовой политики правительства явился «медный бунт» в Москве в 1662 году. Непосредственной причиной бунта была неумеренная эмиссия медных денег, приведшая, в конечном итоге, к величайшему разорению простого люда. Петр I, хорошо осознавший, что многие очевидцы этого восстания были ещё живы, несомненно учитывал негативный опыт денежной реформы Алексея Михайловича 1654—1663 годов. И тем не менее, ему не удалось избежать трудностей. Во-первых, потому, что вводить её, медную монету по сути, приходилось заново, и во-вторых, потому что основная тяжесть шедшей в то время войны ложилась именно на внутреннее денежное обращение, обеспечиваемое как раз этой монетой.
Всего за 4 года со дня именного указа от 11 марта 1700 года «О делании медных денежек, полушек и полуполушек»;1 монетная стопа дважды увеличивалась: с 12 руб. 80 коп. до 15 руб. 40 коп. в 1702 году, а затем до 20 руб. из пуда меди в 1704 году. Как показывает история развития медного денежного обращения русское правительство не остановилось на этом: в 1718 году проводится новое, официально объявленное повышение монетной стопы до 40 руб. в пуде2. Выше этой нормы казна, впрочем, побоялась пойти, и она осталась для XVIII века максимальной. Наличие пробных монет, не соответствующих принятым весовым нормам выделки медных денег, свидетельствует о поисках правительством дополнительных источников пополнения казны за счёт эксплуатации медной монетной регалии. И здесь мы должны непосредственно обратиться к монетам 1708—1710 годов.
Но прежде хотелось бы поделиться одним наблюдением, проведённым в ходе работы с нумизматическим и археологическим материалом. Выше названы даты увеличения норм монетной стопы для меди: 1702, 1704, 1718 годы. В этот ряд следует, вероятно, внести и пробы 1710 года, чеканенные по монетной стопе «порядка 25 руб. из пуда меди».3 На наш взгляд, в указанной хронологии усматривается взаимосвязь с определёнными периодами в развитии неудач и успехов России в Северной войне со Швецией.
Начало чеканки медных монет состоялось еще в мирном 1700 году и выбор монетной стоны определялся произвольно. Затем последовало поражение под Нарвой, со всей очевидностью показавшее непригодность старого строя русской армии для ведения войны с северным соседом. Соответствующие начинания в военной области незамедлительно потребовали дополнительных средств и в 1702 году монетная стопа увеличивается.
1704 год — год рождения первой в мире децимальной денежной системы — отмечен наиболее важным нововведением — появлением серебряного рубля и медной копейки, которая чеканится по повышенной 20-ти рублевой монетной стопе. В этом же году на театре военных действий Россия имеет первый крупный успех: город — крепость Нарва становится русским.
В дальнейшем успешные действия русских войск нарастают победы следует одна за другой. Этот этап войны завершается «славной Полтавской баталией», предрешившей окончательный исход военного противоборства. Однако военные успехи не даются без колоссальных финансовых затрат. И об этом свидетельствует ряд мероприятий в области денег: не миновать было снижения пробы серебряных монет и попытки нового увеличения монетной стопы для меди, имевшей место, как предполагается, в 1710 году. Наконец, в 1718 году монетная стопа удваивается, что говорит о кризисном положении русских финансов в затяжной Северной войне, перекинувшейся с суши на море. Основная тяжесть этого кризиса ложилась на медную монету, а, следовательно, на социальные низы.
Вернёмся к монетным пробам 1708—1710 годов. В их создании прямое и непосредственное участие принимал медальер, резчик штемпелей, техник-самоучка Федор Алексеев. Работая на Адмиралтейском монетном дворе с самого его основания мастером резного дела Ф. Алексеев занимался «техническим творчеством». Его интересы были замечены Петром I, поощрявшим техническую грамотность среди соотечественников. Тот факт, что Алексееву платили жалование наравне с иностранными специалистами, уже говорит о многом. Основная заслуга Ф. Алексеева состоит в изобретении «инструмента, коим изображаются по ребру медных денег литеры»4.
Среди дел Адмиралтейской канцелярии, которой подчинялся одноимённый монетный двор, сохранились документы, подтверждающие, что в 1709 году резчиком Ф. Алексеевым были изготовлены «государевы гербы к клеймению серебра и словесники к пробам5 (Разрядка наша. — С. М.) Скорее всего, медные пробы 1708 и 1709 годов и являются результатом этой работы мастера. Оба кружка не имеют обозначения номинала; соотношение осей сторон прямое (как и на всех остальных пробах); вес произвольный — 4,83 г. (1708) и 2,98 г. (1709), не вписывающиеся ни в одну из указанных монетных стоп. Проба 1708 года имеет гладкий гурт узорчатый.
«Словесники» (в данном случае, лицевая сторона) обеих проб имеют надпись «ЦРЬ:ПЕТРЪ АЛЕКСЕЕВИЧЪ: ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛИТЕЛЬ», расположенную в пять строк. В следующем, 1709 году, под надписью обозначен Адмиралтейский монетный двор — «М Д». Несмотря на различие веса, размера и оформления гурта и точечного ободка, эти пробы, вне всякого сомнения, принадлежат нашему мастеру — Ф. Алексееву. Самая важная, отличительная особенность этих проб в том, что они имеют обработанный гурт — гладкий и узорчатый.
Ещё одну деталь необходимо отметить: обозначение даты в обоих случаях арабскими цифрами, а не привычной, принятой славянской нумерацией. Это свидетельствует о направленности петровских преобразований, осознания им необходимости пропаганды гражданского шрифта и нового летосчисления самым доступным средством «информации» — деньгами.
Следующим этапом в совершенствовании монетной техники Алексеевым становится создание гуртопечатного инструмента, т. е. простейшего станка для нанесения на гурт надписей. За эту работу — действие станка мастер демонстрировал самому Петру I — именным указом царя в 1710 году Ф. Алексееву прибавили жалование на 50 рублей! Для русского мастера по тем временам такая прибавка являлась высочайшей оценкой заслуг. Вероятно, во избежание замедления производства денег дополнительным процессом, новшество Ф. Алексеева не было внедрено на монетных дворах в 1710 году.
1710 годом датировано несколько пробных монет с гуртовой надписью и гладким гуртом, которые можно рассматривать как результат поисков Алексеева. Среди них обычная по типу, но с более тщательной, тонкой проработкой штемпелей копейка, дата которой обозначена славянской нумерацией. Надпись на гурту: «МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
Другие монеты — копейка, денга и полушка — представляют особую подборку: по типу оформления лицевой и оборотной сторон, по весовой норме (монетной стопе) и по оформлению гурта. Рассмотрим их по порядку.
Копейка 1710 года имеет схожий «словесник» с пробами 1708— 1709 годов, только здесь Петр I именуется «самодержцем». Под надписью расположено обозначение номинала: «:КО:». Такое сокращение говорит о незавершенности композиции: автор искусственно привнёс дополнительный элемент — обозначение достоинства — в аверс монеты. Оборотная сторона также аналогична ранним пробам. Здесь расположен под датой знак «МД». Гуртовая надпись «КОПЕЙКА МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
Особенность этой пробы в том, что она отчеканена в серебре; вероятно, драгоценный металл был выбран специально, ввиду предстоящего поднесения царю. Не случайно изменён в титулатуре эпитет «повелитель» заменён на «самодержец», подчеркивающий величие власти Петра I. Отметим, что «самодержец» на серебряных монетах утверждается значительно позднее, после принятия Петром I титула императора в 1721 году. Исключением являются золотые монеты, на которых указанный эпитет встречается с 1711 года, чеканившиеся, в основном, для зарубежных платежей.
Денга 1710 года предлагалась в двух вариантах. Первый с надписью «МОСКОВСКАЯ ДЕНГА» и «1710 (л. с.), «МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА» (о. с.) и гладким гуртом. Второй вариант на аверсе имеет герб, на реверсе надпись: «РОССИЙСКАЯ ДЕНГА 1710 МД». Разновидность штемпеля этого варианта — обозначение монетного двора («МД») на лицевой стороне
под лапами орла. Обе разновидности второго варианта на гурте имеют надпись: «МОНЕТНАГО ДЕНЕЖНАГО ДВОРА».
К этой же подборке относится и полушка 1710 года, датой и номиналом на реверсе и гербом с буквами «МД» под лапами орла на аверсе. Гурт полушки гладкий. Явное композиционное различие проб исключает возможность определения их как единой серии. Это говорит о разновремённости чеканки и о длительных исканиях Алексеева, принадлежность которому дошедших до нас пробных монет не вызывает сомнения.
Что можно сказать о самом инструменте, созданном Ф. Алексеевым? В европейском монетном деле к этому времени были известны несколько типов гуртильных станов. Какие-то из них Петр I мог видеть, путешествуя с «великим посольством» в 1697 - 1698 годах, а об увиденном рассказать в России при посещениях монетного двора5. Образцов монетного оборудования петровского времени не сохранилось; исследователям известно совсем незначительное количество монетных и медальных штемпелей XVIII века. Такое положение дел вызывает удивление: в XVIII столетии в России работало около 20 монетных дворов, «штатных» и временных, которые были оснащены всем необходимым оборудованием и инструментарием. Просто невозможно представить, что всё это бесследно исчезло, уничтожено временем, переплавлено... По достоверным источникам, в 1917 году во время эвакуации штемпельный архив Петроградского монетного двора был вывезен на юг страны6. Так что поиски в этом направлении следует продолжать.
Изобретение Ф. Алексеева, замеченное и одобренное Петром I, тем не менее оставалось в бездействии почти десяток лет. Сам же умелец довольствовался солидной прибавкой в жаловании, да возможностью совершенствовать новоизобретённый инструмент и своё мастерство резки штемпелей. Только с 1718 года гурчение и гуртопечатание в монетном производстве России приобретает характер постоянного технологического приёма. В связи с этим следует отметить, что приведённые здесь пробные монеты являются поистине драгоценным памятником монетного дела Петровской реформы и свидетельствуют о целенаправленном, упорном поиске новой весовой нормы медных денег.
Несомненна значимость начинания в отечественном монетном деле изобретателя, русского мастера, Федора Алексеева.
Примечания:
1. ПСЗ № 1776.
2. ПСЗ № 3148.
3. В. В. Уздеников. Монеты России 1700—1917. М., 1985, с. 185, примечание 86. Монеты 1708 и 1709 годов не имеют обозначения достоинства и относятся, скорее всего, к другому направлению петровских преобразований, о котором ниже.
4. Е. С. Щукина. Медальерное искусство в России XVIII века. Л., 1962, с. 18—19.
5. И. Г. Спасский. Первое трехлетие Петербургского монетного двора. — Труды ГЭ, XXVI, (нумизматика, 6). Л., 1986, с. 39—40.
6. ЦГИА СССР, ф. 580 (Петроградская ссудная казна), on. 1, д. 34, л. 147.
Комментариев нет:
Отправить комментарий