Ровно 866 лет назад, 4 апреля 1147 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего друга и союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича попировать в небольшое сельцо Москву на окраине своего княжества. "Приезжай ко мне, брате, на Москов. Дам тебе обед силен!" - приводит слова Долгорукого Ипатьевская летопись. Именно эту дату принято считать днем основания российской столицы. По случаю этого события в четверг в Гостином дворе открылась выставка археологических находок, сделанных во время раскопок на территории Москвы.
20 апреля 1996 года во время реконструкции Гостиного двора в его северной части вблизи улицы Ильинка было найдено два кувшина, медный и глиняный, где находились 16 серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет - талеров второй половины XVI - начала XVII веков и более 95 тысяч серебряных русских монет, так называемых "чешуек" .
Кто-то спрятал эти сокровища в бревенчатой подклети дома, а затем неожиданный пожар привел к тому, что все это оказалось погребенным под землей. Судя по всему, хозяин не смог найти на месте пожарища свой тайник.
О масштабах находки можно судить по тому, что весь отдел нумизматики Государственного исторического музея располагал коллекцией из 70 тысяч русских монет - то есть на 25 тысяч монет меньше, чем было раскопано в Гостином дворе. При этом самой "новой" монетой в кладе был польский талер 1640 года, остальные чеканились еще раньше - при царе Михаиле Федоровиче, Василии Шуйском, Борисе Годунове, Федоре Иоанновиче и даже Иване Грозном. А ведь там были еще и драгоценные сосуды: чарки и чары с позолоченными ручками в виде птичьих головок и растительным орнаментом, следами зеленой эмали, надписями с хорошо сохранившейся позолотой, стаканы, стопы с вызолоченными поддонами и многое другое.
Кстати, это не единственный клад, найденный в районе Ильинки. В 1909 году там нашли два кувшина, доверху набитых серебряными монетами времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. Их оказалось 22 тысячи штук, или 11 килограммов чистого серебра.
Вообще, большинство кладов, найденных в Москве, датируются XVI - XVII веками. Времена были смутные и нестабильные - на Москве что ни год случались бунты, поэтому народ предпочитал никому не доверять своих сбережений, а яма в земле была неплохим "вариантом" банковской ячейки. Правда, по причинам, описанным выше, часто за вкладом было некому вернуться. Припрятать своё добро норовили не только воротилы феодального бизнеса - объём найденного в Гостином дворе обеспечил бы его владельцу надежное место в списке Forbes, существуй он тогда - но и простой трудовой народ. Например, в 1888 году на Мясницкой был найден клад из 900 медных монет XV века - этих денег едва хватило бы, чтобы купить 7 кур. Хочется надеяться, что владельцу этого клада удалось разбогатеть, так что он просто забыл про свою скромную "заначку".
Серебряные полтины XV века.
20 мая 1988 года при проведении земляных работ вблизи Спасских ворот Кремля был обнаружен тайник, в котором насчитывалось 300 предметов, в том числе очень редких изделий, происхождение которых связано со Скандинавией и Востоком. Это, вероятно, были вещи из княжеской казны, спрятанной зимой 1238 года, когда Москву в течение трёх дней осаждали орды хана Батыя. На Москве тогда княжил 19-летний Владимир Юрьевич, внук Всеволода Большое Гнездо, главы Владимиро-Суздальского княжества. Судя по всему, Владимиру выделили долю семейных сокровищ, когда он отправлялся на княжение в Москву. Вещи, входящие в клад, великолепны и разнообразны. Это изящнейшие ювелирные украшения, шейные обручи-гривны, медальоны с изображениями архангелов, серебряные бусы разных типов, браслеты, перстни и многое другое. В состав клада входит золотой перстень восточной работы с арабской надписью: "Слава, и успех, и власть, и счастье, и украшение владельцу сего". Кроме этого, там были украшения эпохи викингов и окованный серебром ковшик из раковины из Индийского океана.
За полвека до этого, в 1939 году, рядом со Спасскими воротами было найдено два сосуда, в которых находилось в общей сложности около 33 тысяч серебряных монет-чешуек, относящихся ко времени правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.
Клады, в которых содержатся не драгоценности, а что-нибудь иное, чрезвычайно редки, тем не менее они тоже встречаются. В 1843 году на склоне кремлёвской горы были обнаружены два сосуда, в одном из которых лежали попорченные водой древние грамоты XV века с прикрепленными к ним восковыми и свинцовыми печатями. К разряду таких кладов, кстати говоря, относится и не найденная пока библиотека Ивана Грозного, которую последний раз мельком видели при царевне Софье в конце XVII века.
Иногда в кладах попадается и оружие. Например, в 1969 году при проведении земляных работ в Ипатьевском переулке обнаружили бочонок, в котором оказалась пищаль. На оружии стояла дата изготовления – 1555 год.
Раскопки в музее-заповеднике Коломенское, 2001 год.
Но клады на обнаруживают не только в пределах исторической Москвы. Одним из насыщенных кладами мест является Дьяково городище на территории современного музея-заповедника Коломенское. Там находилось древнее мерянское поселение - именно это финно-угорское племя обитало вдоль берегов Москвы-реки до прихода славян. В XIX веке крестьяне, обрабатывающие там землю, находили множество бронзовых украшений, кухонную утварь и наконечники стрел и копий. Затем это место привлекло внимание профессиональных археологов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий