четверг, 12 мая 2016 г.

Занимательная нумизматика.



Монеты царствований, которых не было.
 
Во второй половине XIX в. во Франции появилось большое количество бонапартистских жетонов, среди которых выделя­ется небольшая группа «монет» претендентов на французский трон — Наполеона II и Наполеона IV.
Сын Наполеона Бонапарта Жозеф, называемый бонапартис­тами Наполеоном II, в детстве был провозглашён Римским ко­ролем, а после второго отречения своего отца в июне 1815 г. даже императором Франции. Но Наполеон II никогда не правил и до самой своей смерти в 1832 г. жил во владениях деда — австрийского императора.
Все «монеты» Наполеона II появились позднее, в годы Вто­рой империи, с целью показать преемственность династии. Из­вестны «монеты» номиналом 1, 2, 5, 10 сантимов в бронзе и 1/4, 1/2, 1, 2, 5 франков в серебре. Вся серия датирована 1816 г. (1).
После провозглашения республики во Франции в 1870 г. реакционеры, напуганные событиями Парижской коммуны, взяли курс на восстановление монархии.
Партия бонапартистов усиливалась с каждым годов и была уверена в скором приходе к власти. Как претендент на трон выдвигался сын Наполеона III Франсуа-Наполеон, от имени ко­торого (как Наполеона IV) поспешили выпустить монетовидные жетоны 10 сантимов в бронзе, 20 сантимов, 1, 2, 5 франков 1874 г. в серебре и 5 франков 1870 г. также серебряных (2).
Но, чтобы французы признали принца подлинным Бонапар­том, ему не хватало военной славы. Вдовствующая императ­рица Евгения — мать принца и королева Виктория, приютив­шая семью Наполеона III, отправили в 1879 г. Франсуа-Наполеона в Южную Африку, где шла война с зулусами. Каза­лось, там Наполеон IV легко сможет приобрести необходимую военную славу. Но в одной из случайных стычек принц был убит. Удар зулусского копья сорвал планы бонапартистов и за­метно изменил политику многих европейских кабинетов, ориен­тировавшихся на возможность восстановления империи во Франции.
А «монеты» Наполеона IV остались лишь, как свидетельство тогдашней политической ситуации и как напоминание о храб­ром сопротивлении африканцев колонизаторам.



1. Chester L. Krause, Cliliord Mishler. Standard Catalog of World Coins. — 1986, p. 666.
Монеты 5 франков чеканились также в золоте и бронзе.
2. Ibid, р. 668.


Канадские монеты со знаками азбуки Морзе.


5центов Канада.jpg


В конце второй мировой войны, когда советские войска на­носили вермахту удар за ударом и было ясно, что дни гитле­ровского «Тысячелетнего рейха» сочтены, в Канаде были выпу­щены монеты особого образца: чеканенные в томпаке или стали с датами 1943—1945 гг. Кроме того, что это первые юбилей­ные монеты, посвящённые победе над фашизмом, они имеют ещё одну интересную особенность — вместо декоративных точек по ободку монеты размещены точки и тире — буквы азбуки Морзе.
Лицевая сторона монет имеет обычное для английских вла­дений оформление — портрет короля Георга VI с круговой надписью: GEORGIYS VI D:G:REX ЕТ IHD: IMP—«Георг VI бо­жьей милостью король и император Индии».
На оборотной стороне — в центре зажжённый факел, за ко­торым крупный значок V — латинская цифра 5 и одновременно начальная буква слова victory—«победа». Сверху — название страны Canada, внизу, между кленовых листьев,— обозначе­ние номинала cents.
Помещённая по ободку монеты «морзянка» составляет ло­зунг: We win when we work willingly— «Мы побеждаем, когда мы работаем охотно». (1) Таких пятицентовиков было отчеканено довольно много: в томпаке с датой 1943 — 24,760,256 экз., в стали с датой 1944 — 11,532,784 экз., 1945 — 18,893,216 экз.


1. Dr. Peter Hammer. Kanadische Munzen mit Morsesignalen. «Sammler exp­ress 5'87». Transpress. Verlagspostamt. Berlin.
2. Chester L. Krause and Cliilord Mishler. Standard Catalog of World Coins. — 1980, p. 216.




Марианна, сеющая против ветра.


France_1914_Sower_1Franc.jpg


Марианна — символ Французской республики — появилась на монетах ещё в 1897 г. Коллекционеры сразу же заметили, что Марианна, о ужас, сеет против ветра. Но нашлись и за­щитники Марианны. «Вы не понимаете, что она сеет великие идеи свободы... вопреки противным ветрам!» — отвечали они возмущённым противникам (1).
Изображение сеющей Марианны можно увидеть и на совре­менных французских монетах 1/2, 1, 2 и 5 франков (2) и монетах евро.


1. Гросс О., Грыжевский К. Путешествие в мире марок.— М.: Прогресс, 1977, с. 59.
2.  Chester L. Krause and Clifford Mi shier. Standard Catalog ot World Corns.— 1980, p. 508—519.




Шляпа дядюшки Поля.
 
После начала в 1899 г. англо-бурской войны, президент бур­ской южно-африканской республики Трансвааль Пауль Крюгер (1825—1904 гг.) направился в Европу, рассчитывая полу­чить поддержку против Англии. Посетив ряд стран, старик президент заслужил прозвище «дядюшка Поль», но никакой реальной помощи не добился.
«Ни один народ не получал так много выражений сочув­ствия на словах и так мало практической поддержки на деле, как буры» — сказал в своей первой речи в парламенте Уинстон Черчиль, тогда ещё только начинающий политик (1).
В то время появилась мода на изготовление «бурских» же­тонов из монет Трансвааля, имевших на одной из сторон профиль бородача Крюгера. Портрет перегравировывался в «настоящего бура», образ которого рисовали тогдашние газеты и журналы — добавлялась широкополая шляпа и большая курительная трубка. Чаще всего использовались серебряные 2,5 и 1-шиллинговые монеты, реже — 6-ти и 3-х пенсовики.
Большое количество южноафриканских монет с подгравировками, отверстиями или напаянными ушками осталось в ну­мизматических коллекциях, как свидетельство былой симпатии делу буров.
Пожалуй, единственной страной, пытавшейся оказать под­держку бурским республикам, была Россия. Однако, в феврале 1900 г. Германия и Франция отказались поддержать попытку России организовать вмешательство держав в целях прекращения англо-бурской войны. Но сочувствие бурам было настолько сильным, что вызвало волну добровольцев из Москвы, привисленских губерний и с Кавказа, отправившихся в Южную Аф­рику сражаться или ухаживать за ранеными.



1. Грухановский В. Г. У. Черчиль. Политическая биография.— М.: Мысль, 1968 г.

 
 
 
 Полуосьмаки принца.


полуосьмак.jpg


Станислав Понятовский, племянник последнего польского короля Станислава-Августа, отличался деловой хваткой и умелым хозяйствованием в своих имениях. Одна из сделок—по­купка в 1775—1776 гг. города Канева у пожизненного его держателя Яна Потоцкого — потребовала от принца не только коммерческого размаха, но и нумизматических знаний.
Историк Мариан Брандыс так описывает этот случай: «Че­рез какое-то время Потоцкий спохватился, что продешевил с Каневом, и хотел расторгнуть сделку, сославшись на устарелую статью, по которой плата должна быть ему вручена «полуосьмаками», которых уже давно не было в обращении. Но энер­гичный князь с блеском выпутался из создавшегося положе­ния: он послал своих людей на голландский монетный двор и приказал выбить там на нужную сумму «полуосьмаков», которую ошеломленный Потоцкий должен был принять» (1).
Счётное понятие «осьмак», появившееся в XVI в., было си­нонимом польского гроша, равнявшегося восьми денариям (пенязям) (2). Полугрош (т. е. «полуосьмак») был небольшой сереб­ряной монетой весом 1,58 — 0,96 г., 500-й — 375-й пробы. На ли­цевой стороне — польский герб — орёл, и круговая над­пись: МОНЕТА I + ALBERTI — «монета Яна-Ольбрахта» (имя короля, конечно, могло быть другим). На оборотной стороне — в центре корона, вокруг неё надпись: REGNI POLONIE—«ко­ролевство Польша».


1. Мариан Брандыс. Исторические повести. М,: Прогресс, 1975, с. 55. 
2. Рябцевич В. Н. О чём рассказывают монеты. Минск: Народная асвита, 1977, с. 110-112.
 
 
 
Русский медяк по прозванию «Назар-бай».


Одной из нумизматических загадок прошлого Средней Азии было использование в восточной части Бухарского эмирата ста­рой медной российской монеты 1730-х 1840-х годов чеканки. Её обращение продолжалось даже в начале XX в., а коли­чество было так велико, что местные мастера часто исполь­зовали монеты, как сырье для изготовления медной посуды. А один из правителей Бельджуна в середине XIX в. приказал отлить из наиболее крупных монет пушки.

Местные жители считали эти монеты исконно своими, по­явившимися «еще при Чингисхане» и называли медяки, в за­висимости от размера, «Назар-бай», «Ходжи-Кабири» и др.
Шестнадцать таких монет, независимо от номинала, соот­ветствовали одной бухарской теньге.
Нумизматов давно интересовал вопрос о появлении таких масс русской меди в бекствах Восточной Бухары. Первые попытки разгадать эту загадку делались ещё в 1890-х годах (1).
Последние исследования определили возможные пути про­никновения русских монет в эту отдалённую горную область (2).
В конце правления Екатерины II в район Куляба из России переселилась одна из раскольничьих сект, члены которой могли принести русские медяки.
В процессе торговли русские монеты, попавшие в эмират, могли «втягиваться» в области, где они признавались как деньги. Местные правители даже давали специальные поручения куп­цам о подборе монет для нужд торговли. И, конечно же, не ос­тавались в стороне и фальшивомонетчики, активно действовав­шие в Восточной Бухаре.


1. Бендерский Н. А. Нумизматическая загадка//Туркестанские ведомос­ти № 20, 1906, 2 февраля.
2. Юсупов Ш. Из истории появления русских монет в Восточной Бухаре// Прошлое Средней Азии (археология, нумизматика и эпиграфика, этногра­фия).— Душанбе: Догиш, 1987.



Комментариев нет:

Отправить комментарий