четверг, 2 февраля 2017 г.

Кинематограф в кошельке.

Выдающиеся актёры и режиссёры, несмотря на всю свою известность, редко попадали на банкноты: по всему миру можно насчитать всего четыре случая, когда деятели театра и кино становились «лицом» национальной валюты.




Шведская банкнота 200 крон (лицевая и оборотная сторона). 2015 г.


В качестве примера можно привести Швецию. Хотя она и присоединилась к Европейскому союзу, но сохранила свою национальную валюту – кроны. Прежние банкноты с портретами великих шведов на лицевой стороне находились в обращении 30 лет, правда, их за это время два раза модернизировали. Об одной из таких купюр – 200 крон.Как шведы создавали новые банкноты? Весной 2011 года Риксбанк Швеции объявил конкурс на лучший дизайн новой серии банкнот с обязательным условием – на них должны быть портреты известных людей Швеции, которые жили в XX веке и которые стали всемирно известными; кроме того, денежных портретов должно было быть поровну мужских и женских. На оборотной стороне банкнот следовало представить тот регион Швеции (с его природой и достопримечательностями), к которому имеет отношение личность, которой банкнота посвящена.Каждый желающий мог присылать свои комментарии по поводу дизайна новых купюр на сайт Риксбанка. Конкурс был открытым, работы оценивали члены жюри, в состав которого вошли представители банка и художественные эксперты. Итоги конкурса подвели только в 2012 году, а победителем стал Йоран Ёстерлюнд, его серия называлась «Путешествие по культуре». Над композицией шести новых банкнот работали дизайнеры компании Crane AB. Обычно шведы обходились купюрами номиналом 20, 50, 100, 500 и 1000 крон, но с 1 октября 2015 года Банк Швеции ввел в обращение 200 крон. Из серии Ёстерлюнда на неё попал великий шведский режиссер театра и кино, сценарист и писатель, художник и актер Эрнст Ингмар Бергман (1918–2007). Будущий гений кино родился в Упсале в семье священника. Первый самостоятельный киносценарий он написал в 1944 году, по нему был поставлен фильм «Травля». После него Бергман стал известен, и его пригласили в кинокомпанию «Шведская киноиндустрия», где на первых порах он занимался только лишь исправлением чужих сценариев. Со временем у него появляется возможность самому ставить фильмы, и в 1946 году Бергман выпускает свою первую работу под названием «Кризис». Он снимал много и плодотворно, достаточно вспомнить такие шедевры, как «Земляничная поляна», «Сцены из супружеской жизни», «Фанни и Александр». Основные темы его творчества – кризис традиционной семьи и религии, трагическое одиночество человека в буржуазном обществе. Среди множества кинопремий, которые он получил за свою долгую жизнь, можно найти три «Оскара» (1961, 1962, 1971, 1984), «Золотого медведя» (1958) фестиваля в Берлине и «Золотую пальмовую ветвь» (1997) Каннского кинофестиваля. Последние двадцать лет жизни Бергман провел в собственном доме на маленьком острове Форё в Балтийском море. Впервые попал он сюда в 1961 году, приехав на съемки фильма «Сквозь тусклое стекло», полюбил удивительную красоту острова, и остался здесь жить. Построил несколько домов, киностудию, кинотеатр; здесь же он писал сценарии, книги, театральные пьесы, готовился к съемкам новых фильмов. В 2007 году Бергман снял свой последний фильм – «Соната призраков», и умер в том же году, 30 июля, в один день и год с другим знаменитым режиссером Микеланджело Антониони. Сейчас каждое лето в конце июня на острове Форё проводятся «Бергмановские недели». В 1998–2000 гг. французский фотограф Фредерик-Эдвин Бертен сделал серию портретов знаменитого шведа, и эти фото были использованы при работе над лицевой стороной новой двухсоткроновой купюры; на её оборот попали известковые скалы Форё – «бергмановского» острова. 

Фрагмент рекламной банкноты. 
Следующий киногерой с банкноты – Василий Макарович Шукшин (1929–1974), наш всенародно любимый российский режиссер, сценарист, писатель и актер. Правда, «его» банкнота не денежная, а рекламная и сравнительно недавняя – Гознак выпустил её в начале нового тысячелетия. Родился Василий Шукшин в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отца в 1933 году арестовали и расстреляли. Все заботы о семье пришлось взять на себя матери, на руках у которой остались два маленьких ребенка. До 1955 года, когда Шукшин поехал покорять Москву, он успел закончить семь классов, поучиться в Бийском автомобильном техникуме, поработать в колхозе, затем слесарем на предприятиях в Калуге и во Владимире, послужить в армии на Балтийском и Черноморском флоте (сначала матросом, затем радистом). Какое-то время он был преподавателем русского языка и литературы в школе сельской молодежи, одновременно исполняя обязанности директора. Первая серьезная работа Василия Шукшина в кино – главная роль в фильме «Два Федора». Фильм вышел на экраны страны в 1959 году, когда Шукшин был ещё студентом ВГИКа. С этого времени он стал много сниматься («Когда деревья были большими», «Золотой эшелон», «Мы, двое мужчин» и др.). В начале 60-х стали появляться один за другим и первые его литературные труды, а в 1963 году вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители». Свой первый сценарий для полнометражного фильма он написал на основе двух собственных рассказов, и сам как режиссер экранизировал его – лента вышла под названием «Живет такой парень». Фильм получил восторженные отклики публики. В дальнейшем творческий путь Шукшина как сценариста, актера и режиссера складывался успешно. В 1969 году он получил звание заслуженного деятеля искусств. Большим успехом у зрителей пользовался фильм «Печки-лавочки», но самым знаменитым его творением стал фильм «Калина красная». На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года жюри присудило «Калине красной» главную премию, отметив «... самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина». В том же году актер снимался в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по одноименному роману М. Шолохова. Умер Шукшин во время съемок 2 октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области. С 1976 года на родине Шукшина, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения. 

Банкнота Кыргызстана 5000 сом 2009 г.


Следующий кинематографист с банкноты тоже родом из СССР – это актер и художник Суйменкул Чокморов (1939–1992). Его портрет стал украшением лицевой стороны купюры достоинством 5000 сом Кыргызской Республики. На оборотной стороне ее мы видим изображение кинотеатра «Ала-Тоо» в Бишкеке и Киргизского хребта. Кыргызская Республика стала одной из первых стран бывшего СССР и первой в постсоветской Центральной Азии, утвердившей 3 мая 1993 года собственную национальную валюту – сом. Банкнота самого высокого достоинства – 5000 сом – появилась только в 2009 году, до неё самой крупной по номиналу была тысячесомовая купюра. Тысяча сом были слишком велики и плохо помещалась в бумажнике, и потому размеры новой 5000 банкноты уменьшили; кроме того, на ней появились новые современные защитные признаки. Кстати, кыргызские банкноты считаются одними из лучших по качеству бумаги и по дизайну: так, в 2010 году купюра 5000 сом стала номинантом Международной ассоциации коллекционеров бумажных денег. Вернемся же к тому, кто на ней изображён – Суйменкулу Чокморову. Он родился в горном селе Чонташ, расположенном недалеко от Фрунзе. Его отец – кузнец и плотник, мастер «золотые руки», слыл первым джигитом в округе. В семье, кроме Суйменкула, было еще семеро сыновей и три дочери, он с детства сидел в седле, пас овец, участвовал в народных спортивных играх. Выросши, он уехал учиться в Ленинград, и здесь его прекрасные внешние данные – высокий рост, гибкую, упругую фигуру, красивое волевое лицо, выразительные глаза – заметили режиссеры. Дебютом молодого актера стал фильм «Выстрел на перевале Караш». Он сыграл много ролей в исторических и приключенческих фильмах: «Дерсу Узала», «Седьмая пуля», «Алые маки Иссык-Куля». Чокморов много снимался и в экранизациях произведений писателя Ч. Айтматова. Все его роли отмечены соучастием судьбе тех, кого он играет, принятием их нравственной позиции и предельной естественностью – его герои словно пришли в современность со страниц эпоса. В 1975 году он стал народным артистом Киргизской ССР, а в 1981 году – народным артистом СССР. Чокморов был не только актёром, но и плодовитым живописцем. Он окончил Фрунзенское художественное училище, затем продолжил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в 1964 – 1967 годах преподавал живопись и композицию во Фрунзенском художественном училище. Его кисти принадлежит множество работ, на которых он старался запечатлеть красоту родного края, характер и жизнь своего народа. Кроме пейзажей и натюрмортов, он работал над портретами. Модели Чокморова – в основном люди творческих профессий, и здесь мы хотим обратить внимание читателей на портрет великого японского режиссера Акиры Куросавы (1987 г.): Чокморов снимался в его фильме «Дерсу Узала» (1975 г.). И в этой области его не обошли наградами: в 1967 году он стал членом Союза художников СССР, а в 1990 году – народным художником Кыргызской Республики. Сейчас многие работы Чокморова хранятся в Кыргызском государственном музее изобразительных искусств. 

 А теперь пойдет речь о «кинематографической банкноте», которая еще не появилась в обращении – о шведской стокроновой купюре, чей выход в свет назначен на октябрь нынешнего года. На ней размещён портрет Греты Гарбо (1905–1990) – шведской и американской актрисы, лауреата почетного «Оскара» 1954 года за выдающийся вклад в развитие киноискусства. В 1999 году Американский институт киноискусства опубликовал список 25 величайших актрис, внесших наибольший вклад в развитие американского кинематографа, и имя Гарбо в этом списке занимает пятое место. Грета Гарбо (урожденная Грета Ловисса Густафссон) родилась и выросла в Стокгольме, и похоронить себя она завещала здесь же, в родном городе. Если свой трудовой путь Шукшин начал со слесаря, то Грета Гарбо свои первые деньги заработала, помогая в парикмахерской, после которой устроилась на место продавца в универмаге. Здесь она первый раз и появилась перед камерой, снимаясь для рекламы новой коллекции шляпок. Дело в том, что владельцы магазина, чтобы не тратить время и деньги на профессиональных моделей, попросили самых молодых и симпатичных продавщиц продемонстрировать товар. Грета справилась с этим лучше всех. Вот как современники описывали ее внешность: «Бездонные голубые глаза с фиолетовым осадком вечной печали в самой глубине. Фантастически длинные ресницы; стоило ей смежить их и вновь распахнуть веки, слышался явственный шорох – словно рядом пролетела бабочка. Нос такой благородной формы, какую можно увидеть лишь на портретах царственных особ. Нежный рот с верхней губой, изогнутой, словно лук Купидона. Высокий чистый лоб. Совершенный овал лица с прелестной ямочкой на подбородке. Густые, вьющиеся от природы волосы. Рост почти метр семьдесят, изумительная фигура, длинные пальцы и узкие ступни….». Снимаясь в немом кино сначала в Швеции, а затем в Голливуде, актриса достигла вершин популярности, и при том впоследствии стала одной из немногих, кто смог успешно переключиться на звуковые фильмы. В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно оставила кино, и под вымышленным именем поселилась в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в легенду, миф. При работе над банкнотным портретом дизайнеры взяли за основу фотопортрет Гарбо американского фотографа Кларенса Синклера Булла, сделанный им на съемках фильма «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». На лицевой стороне новой банкноты представлены заодно и кадры фильмов с участием актрисы, а на обороте можно увидеть коллаж из известных зданий столицы Швеции: здания парламента, дворца, ратуши, а также вида на озеро Меларен и залив Сальтшён. Если к Гарбо добавить Бергмана, с которого мы начали рассказ, то получится, что только Швеция из всех стран мира в достаточной мере уважает кино- и театральное искусство, чтобы дать место на своих деньгах сразу двум деятелям театра и кино.