воскресенье, 3 августа 2014 г.

Появление копейки.

Происхождение копейки

Начиная с 1534г. чеканят новую общегосударственную монету - серебряную новгородку(или копейку). Она по весу была в 2 раза тяжелее деньги и весила 0,68 г. Уже на самых первых копейках, чеканившихся в 1534 г., изображали всадника с копьём, за что и прозвали эту монету копейной деньгой, копейкой. Вначале монету чаще называли новгородкой, но постепенно образное и точное название "копейка" вытеснило старое. Это название оказалось настолько живучим, что в эпоху Петра I было перенесено на медную монету.

Есть и другие версии происхождения этого названия. Так, по одной из гипотез, слово "копейка" могло происходить от "копа" или "купа", что значит "груда, куча, ворох, кипа", а также "копить и собирать".
Некоторые исследователи считают, что слово "копейка" происходит от тюркского "копеек" (собака), потому что на одной из татарских монет была изображена собака.

Разновидности первых копеек

На первой псковской копейке помещено изображение всадника с саблей, а вовсе не с копьём, и обозначено имя князя. Все другие монеты этого времени были анонимными. Всадник на коне - не только образ князя, но и герб Москвы. С тех пор как государственным гербом становится двуглавый орёл, всадника чеканят на щите расположенном на груди орла.

Особенными были копейки Бориса. Изображённый всадник очень пышно разодет, на голове шапка Мономаха, а с боков представлены две буквы "Б" и "О". Это означает "Борис осподарь". На другой стороне монеты ещё раз пышно и многословно утверждается "Царь и великий князь Борис Фёдорович всея Руси".

Производство первых копеек

Производство начиналось с того, что плавильщики и кузнецы очищали серебро, удаляли из него примеси. Из такого очищенного серебра они же делали заготовки для чеканки, которые называли гнёздами. Видимо, это было серебро в нескольких слитках, соединённых вместе в определённые гнёзда. Затем волотильщики последовательно пропускали серебряные стержни через всё более и более уменьшающие отверстия в досках, пока не получали проволоку. Потом брали кусок проволоки, который весил 204,756 г и разрубали на 300 заготовок для копеек, или 600 заготовок для денег, или 1200 заготовок для полушек. Затем проволока расплющивалась на специальных чеканах. А вот затем уже брали чеканщики в руки стержни, сделанные из особо прочного закалённого железа. На некоторых был изображён тот самый всадник, на других надпись, соответствующая легенде на монете. Один из стержней закреплялся в специальном отверстии (его нижний конец был четырёхугольным). Второй чекан, верхний, приставлялся к заранее положенной на нижний чекан монете. По нему чеканщик ударял молотом, так получалось вычеканенное изображение. Тяжёлая ручная работа требовала не только силы, но и ловкости, особенно если вспомнить, что монеты (маленькие, размером с берёзовый листик весной!) чеканились сотнями тысяч.

А вот изображения на самих чеканах делали с помощью так называемых маточников. Это болванки, сделанные из особопрочной закалённой стали. Их называли вершниками (на них были надписи) и исподниками (на них были изображения). С них изображения оттискивали на чеканы, причём износившиеся не выбрасывали, а выравнивали поверхность и вновь с маточника на неё наносили изображение или надпись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий