29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама трижды попадала на банкноты: первый раз – в 1866 году, затем – в 1910 году, когда были выпущены знаменитые «Катеньки», и наконец – в 2004 году, когда портрет императрицы украсил деньги непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Впервые портреты государственных деятелей на российских бумажных деньгах появились 150 лет тому назад – в 1866 году, когда Экспедиция заготовления государственных бумаг (ныне АО «Гознак») напечатала новые государственные кредитные билеты. На них изобразили Дмитрия Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, императора Петра I и императрицу Екатерину II. Вот о банкнотах с Екатериной мы и расскажем.
Государственный кредитный билет достоинством 100 рублей, 1910 год. (оборотная сторона).
При Елизавете Петровне генерал-берг-директор Миних представил Сенату доклад о необходимости их введения. Однако Сенат в 1744 году отверг предложение Миниха на том основании, что бумажные деньги «не токмо необыкновенное дело, но и самое вредительское». Первую попытку ввести ассигнации предпринял Петр III, подписав 25 мая 1762 года указ об учреждении государственного банка, который и должен был выпустить бумажные деньги. Указ не был выполнен из-за переворота, осуществленного в 1762 году женой Петра – Екатериной.
29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о бумажных деньгах, которые получили название ассигнаций (фр. assignats, т.е. свидетельства на получение денег). В указе было сказано: «С 1 января 1769 г. устанавливается в С.-Петербурге и Москве два банка для вымена государственных ассигнаций, которые выдаваемы из разных правительств и казенных мест, от Нас к тому означенных, столько, а не более, как в вышеозначенных банках капитала наличного будет состоять». В банки заложили по 500 тыс. рублей (медной монетой) и на сумму 1 млн. рублей выпустили бумажных денег достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. К этому времени большие расходы правительства на военные нужды привели к нехватке серебра в казне, так как все расчеты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах. Из-за дефицита серебра и огромной массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте было крайне сложно осуществлять крупные платежи. Показательно, что, например, когда Михаил Васильевич Ломоносов получил в награду за оду на восшествие на престол императрицы премию в 2000 рублей медной монетой, то перевозить её ему пришлось на нескольких возах (1 тыс. рублей весила около 65 пудов или около 1 тонны). Так что необходимость ввести бумажные деньги была очевидной. Печатали первые ассигнации в Сенатской типографии на бумаге, изготовленной под особым надзором на частной фабрике К.Е Сиверса в Красном Селе. За хранение и выпуск новых денег отвечала особая группа – Экспедиция заготовления государственных ассигнаций при Сенате. К концу царствования Екатерины II их было выпущено на 157 млн. рублей. Легкий способ их изготовления и неограниченное право выпускать ассигнации дали повод министру финансов Е.Ф. Канкрину назвать ассигнации «сладким ядом государства». Банкноты выпуска 1866 года, в том числе и с портретом Екатерины II, выполнялись металлографским способом, который тогда применили впервые. Так портрет императрицы, которая почти 100 лет назад (а точнее – 97) ввела бумажные деньги в России, впервые оказался на сторублевой банкноте. Однако самым известным стал другой ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет такого же достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой». «Катенька», как и «Петенька» (с портретом Петра I), стала непревзойденной вершиной творчества сотрудников Экспедиции заготовления государственных бумаг – обе банкноты относятся к числу самых красивых банкнот мира, являясь шедеврами полиграфического мастерства. Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.
Водяной знак на 100-рублевом кредитном билете, 1910 год.
При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Он пользовался необыкновенным успехом и был завален заказами; благодаря легкости и быстроте, с которыми он работал, Лампи создал очень много произведений. Типичный придворный портретист, он откровенно идеализировал свои модели. Женщины у него обольстительны и прекрасны, юноши элегантны, пожилые вельможи моложавы и полны снисходительной важности, все скрывают свои мысли и чувства под маской светской учтивости. Не умея быть психологом, Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.
И.Б. Лампи (старший). Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины.
Сто рублей – это было много или мало для того времени? На 100 рублей в 1912 году можно было накормить обедом 667 студентов Санкт-Петербургского политехникума (ныне Санкт-Петербургского политехнического университета). В студенческой столовой обед стоил 15 копеек (за 4 копейки можно было купить тарелку кислых щей, за 8 копеек макароны, политые жидким салом и за 3 копейки стакан чая с лимоном; хлеб же в заведениях общественного питания в то время был бесплатным). Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей). После 1917 года советское правительство на протяжении нескольких лет выпускало сто- и пятисотрублевые кредитные билеты. М.В. Ходяков в книге «Деньги революции и Гражданской войны: денежное обращение в России. 1917 – 1920 гг.» писал о том, что в 1919 году было отпечатано большое количество бумажных денег царских времен с портретом Екатерины II. «Эти деньги были упакованы в специально изготовленные оцинкованные ящики и переданы на хранение в Петроград Николаю Евгеньевичу Буренину. Он закопал их … под Питером, где-то в Лесном». Они предназначались на тот случай, если партии вдруг придется уйти в подполье, как указывала секретарь ЦК РКП (б) Е.Д. Стасова, «если силы внутренней контрреволюции и иностранной интервенции временно возьмут верх», чтобы обеспечить партию материальными средствами. Когда власть окончательно утвердилась, Буренин царские «Катеньки» откопал и даже сфотографировал раскопку. Всего с ноября 1917 по 1922 год выпустили около 13 млрд «царских» денег, и только после декретов Совнаркома РСФСР от 8 и 28 сентября 1922 года их стали изымать из обращения. Мы уже писали о том, что долгое время население бережно хранило у себя «Катеньки» и «Петеньки», и что обе купюры принимались за рубежом. Это может показаться странным, но в 2004 году Екатерина II опять появилась на купюрах, на сей раз – на банкнотах Приднестровской Молдавской Республики. Из всех непризнанных государств на территории бывшего СССР только у Приднестровья есть собственные деньги. На лицевой стороне банкноты достоинством 500 приднестровских рублей поместили портрет императрицы, а на оборотной стороне – свиток с Указом Екатерины II о строительстве Тираспольской крепости на фоне ее макета. Крепость воздвигли в 1792–1793 годах под руководством А.В. Суворова и архитектора Ф.П. де Волана в качестве оборонительного сооружения на берегу реки Днестр, у ее стен по указу Екатерины II был построен город Тирасполь.
Банкнота достоинством 500 приднестровских рублей (лицевая сторона), 2004 год.
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.