воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Перечеканка монет в России 1704-1763 гг.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1704—1705 годов.

В ходе Петровской денежной реформы — на Кадашевском (МД) и Красном монетных дворах Москвы первая, вспомогательная, перечеканка западноевропейских талеров и полуталеров в рублевики и полтины (в исключительных случаях — и монет, близких к 1/4 талера). Впрочем, П.П. фон Винклер упоминает о перечеканке полтин (видимо, в качестве исключения) еще в 1702 году, а Великий князь Георгий Михайлович — о перечеканке ранних полуполтинников до 1704 года.

Перед перечеканкой, наверное, не было предварительного отжига и обжатия, из-за чего металл монетных кружков не обретал необходимой пластичности, поэтому на некоторых монетах сохранялись остатки прежнего изображения. Но гуртовое оформление исходных монет обычно уничтожалось полностью (это было проще технологически), поэтому почти у всех новых монет — гурт гладкий неоформленный. Все же остатки гуртовой надписи, принадлежавшей талеру, на отдельных экземплярах сохранялись. Напомню, что талеры, полуталеры и другие крупные серебряные монеты принимались в подати, но в обращении в России их не было.

Смысл: перечеканивая зарубежную монету, страна, с весьма ограниченными пока наличными запасами собственного серебра, впервые получала наконец свою серебряную монету и достигала как экономической, так и политической цели. (Перечеканка на обоих дворах дополняла чеканку рублевиков, полтин и полуполтинников на гладких кружках.) Перечеканке среди прочих подверглись и ефимки «с признаком», то есть талеры, получившие московские надчеканки «1655» еще при царе Алексее Михайловиче. В 1704 году попытки чеканки рублевиков в кольце были предприняты (по российскому заказу) и на одном из западноевропейских монетных дворов, точнее, это была перечеканка в кольце талеров. Смысл: чтобы полностью уничтожить следы прежних изображений, у новоизготовленных рублевиков увеличили нагрузку на штемпеля, но чтобы монета не была совсем «раздавлена», ее помещали в печатное кольцо. Впрочем, незначительные следы прежних изображений оставались даже в этом случае, к тому же при извлечении монеты из кольца она получала повреждения. В результате пробная перечеканка в кольце была прекращена, а вместе с нею и вообще вся тогдашняя кампания по перечеканке серебряной монеты в России.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1724—1727 годов.

Первая целенаправленная массовая перечеканка в Москве (из специалистов лишь В.Биткин уверен, но не приводит никаких оснований, что — на Кадашевском монетном дворе) медных копеек 1704—1718 годов (19- и 20-рублевой стопы) в копейки нового образца, штемпелями «1724» (Сенатский указ от 31 января 1724 года). Это единственная массовая перечеканка медных монет без изменения их достоинства. Узнать, когда перечеканена конкретная копейка с датой «1724», по состоянию знаний на сегодня вряд ли можно.

Причины перечеканки: необходимость нового оформления копеек, которое создавало бы трудности фальшивомонетчикам, — в обращении было множество фальшивых монет, изготовлявшихся повсеместно. Поэтому неоформленный гладкий гурт у монет заменяли сетчатым. Копейка 1724 года — единственная российская монета, не чеканившаяся на гладких кружках (впрочем, остатки прежнего изображения видны на ней редко). Поскольку количество монет, подлежащих перечеканке, было огромно, то, несмотря на трехлетнюю целенаправленную перечеканку, множество петровских копеек 1704—1718 годов дошло и до нашего времени. Отмечу, что вовсе не перечеканивали копейки 1707 БК, имевшие увеличенный диаметр (при их чеканке использовали монетные полосы нестандартной, меньшей, толщины). Весьма примечательно, что одновременно (!) с перечеканкой копеек 20-рублевой стопы для обращения чеканили и монеты с другими значениями стопы: пятаки образца 1723 года — по 40-рублевой стопе, квадратные платы 1725—1727 годов — по 10-рублевой стопе.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1730—1735 годов.

Вторая целенаправленная массовая перечеканка копеек 19- и 20-рублевой стопы (1704—1718 годов) и 40-рублевой стопы (1728— 1729 годов) в денги и полушки 10-рублевой стопы. Неоформленный гладкий гурт копеек 1704—1718 годов заменяли сетчатым, а узорный гурт копеек 1728—1729 годов — шнуровидным.

Цель перечеканки: изъять из обращения множество разнотипных монет 1704—1718 (среди которых было чрезвычайно много фальшивых), 1724 и 1728—1729 годов, заменив их унифицированными монетами достоинством в денгу и полушку невысокой монетной стопы. В то же время происходила и случайная перечеканка еще недавно перечеканенных копеек 1724 года (они уже получили сетчатый гурт). Изредка встречающийся гладкий гурт у денги — результат брака при перегурчивании копеек. Перечеканенные монеты наиболее обычны с датами 1730 и 1731 годов, более редки — 1734 года, а 1735 года — исключение. В 1732—1733 годах в обращение вводили монеты, видимо, отчеканенные в 1730— 1731 годах, и в данных о тиражах за 1732—1733 годы отражены объемы монет именно введенных в обращение, а не отчеканенных в эти годы. Перечеканка проводилась Кадашевским и Красным монетными дворами и плащильной мельницей, располагавшейся на реке Яуза, в Москве. Одновременно с перечеканкой шла и чеканка на гладких кружках. Характерный вид брака: сохранение на полушках узорного гурта копеек образца 1728 года, а иногда и наложение шнуровидного гурта на узорный либо чередование на гурте участков с разным рисунком. Изредка встречается «экзотический» вид брака: приобретшие сетчатый гурт, но почему-то не попавшие в перечеканку копейки 1704—1718 годов.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1741—1743 годов.

Первая целенаправленная, предпринятая по политическим мотивам, массовая перечеканка крупных серебряных монет Иоанна III в монеты Елизаветы тех же достоинств. В новогоднем Именном указе на 1742 год императрица предписывала подданным до 1 января 1743 года обменять в казне монеты с портретом низложенного младенца-императора на монеты с ее портретом (а позже — «опальные» монеты не принимать вовсе). После изъятия рублевики и полтины, отчеканенные в 1741 году в Санкт-Петербурге и Москве, там же их и перечеканивали, по крайней мере, иногда и перегурчивая, чеканка шла и на гладких кружках.

Цель перечеканки: изъять из оборота любые монеты с портретом Иоанна III. К сроку сдали не все монеты, поэтому казна и позже выплачивала за них деньги, но лишь чуть более 70 копеек за рублевик — по весу серебра (пропорционально за полтины и гривенники). Население, не желая мириться с таким ощутимым убытком, перестало сдавать такие монеты. По состоянию на декабрь 1744 года, по подсчетам казны, не возвратили около 1/4 миллиона монет, поэтому срок их возврата продлили еще на полгода, причем сдатчики уже не получали никаких денег, а, напротив, подвергались наказанию как преступники. Впрочем, указы лишь усилили стремление населения сохранить у себя ненавистные правительству монеты. Поскольку рублевики и полтины Иоанна III нередко весьма потерты, то это может означать лишь одно: кое-где в глубинке и на окраинах империи они были в обращении еще очень долго.

Из-за того что перечеканку вели на обоих дворах, не разбирая, где какая монета была ранее отчеканена, появились рублевики и полтины Елизаветы с фрагментами обозначений другого двора, а иногда и с полными несоответствующими гуртовыми надписями.

Случайная перечеканка, наверняка, происходила и позднее. Примечательно, что чрезвычайно редкие полуполтинники и гривенники шли в переплавку, их не перечеканивали по технологическим причинам: монеты были столь тонкие, что штемпеля могли треснуть. Отмечу, что гривенники 1742 года на тонких кружках и увеличенного диаметра очень схожи с перечеканами, но инородных изображений (доказательств перечеканки) на них не видно.

У многих рублевиков 1742—1743 годов гуртовая надпись «С.ПЕТЕРБУРХСКАГО МОНЕТНАГО ДВОРА» не соответствует обозначению монетного двора — ММД — под портретом Елизаветы, а гуртовая надпись «МОСКОВСКОГО МАНЕТНОГО ДВОРА» — обозначению СПБ. Такое несоответствие возникало, если рублевики другого монетного двора, попадая на данный монетный двор, не проходили перегурчивание.

Перечеканка, предусмотренная лишь Сенатским указом от 27 февраля 1743 года, началась, однако, сразу после дворцового переворота: это подтверждается тем, что монеты Иоанна III использованы в качестве заготовок для выпуска уже самых ранних рублевиков Елизаветы, 1741 года.

Естественно, на Петербургском монетном дворе не перегурчивали очень редкие петербургские рублевики Иоанна Антоновича с гуртовым узором рублевиков Анны Иоанновны (пройдя этап гурчения еще при прежней императрице, кружки-заготовки так и не прошли затем этапа чеканки). Наверное, нельзя полностью исключить возможность обнаружения и полтин Елизаветы с гуртовой надписью, не соответствующей обозначению монетного двора под портретом, а также полтин с сетчатым гуртом, унаследованным от тех (уже обнаруженных нумизматами) полтин Иоанна III, что были отчеканены на кружках, загурченных при Анне Иоанновне.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1755—1757 годов.

Целенаправленная массовая перечеканка пятаков 40-рублевой стопы в копейки 8-рублевой стопы («облачные» копейки). Пятаки 1723—1730 годов перечеканивали на Московском, Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах. Реальная цена пятаков-крестовиков понижалась вовсе не в пять, как может показаться неосведомленному человеку, а фактически лишь в два раза: после трех снижений цены в 1744—1746 годах нарицательная цена их была только 2 копейки, и они официально назывались «грошевиками».

Цель акции: полная перечеканка пятаков, к которой безуспешно стремились почти четверть века. Перегурчивание не производили, и на «облачных» копейках 1755—1757 годов — сетчатый гурт. (Одновременно шла и чеканка копеек на гладких кружках с гуртовой надписью.) Наложение орла в облаках на крестообразную композицию или на маленького гербового орла грошевиков приводило к многообразию комбинированных изображений, порой весьма казуистических.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1757—1761 годов — целенаправленная массовая перечеканка копеек образца 1755 года и пятаков образца 1723 года в 2-копеечники 16-рублевой стопы, а также шведских монет 1 эре в копейки 16-рублевой стопы. «Облачные» копейки 8-рублевой стопы перечеканивали в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, а на гладких кружках чеканили и в Сестрорецке. Пятаки 40-рублевой стопы, переставшие с 6 сентября 1756 года быть платежным средством, казна принимала уже только по 5 рублей за пуд (около 0,6 копейки за штуку), то есть по весовой цене меди.

Перечеканка в Санкт-Петербурге и Москве шла с нанесением сетчатого гурта, а в Екатеринбурге — без перегурчивания; фрагменты прежних изображений просматриваются у большинства 2-копеечников. Всей операцией руководил граф П.И.Шувалов. Одновременно монетные дворы чеканили 2-копеечники и на гладких кружках, причем в Екатеринбурге по 1761 год — с гуртовой надписью. Шведские монеты перечеканивали (несомненно, в большом количестве, но документы, свидетельствующие об этом, пока не обнаружены) в 1757—1758 годах на Сестрорецком монетном дворе; перечеканы отличаются от копеек других монетных дворов более широким и более тонким кружком.
Цель перечеканки: увеличение доходов казны в связи с участием России в Семилетней войне и затратами по выкупу у населения грошевиков.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1762—1763 годов.

Комплексная массовая перечеканка медных монет Елизаветы и случайная вспомогательная перечеканка некоторых других монет в 10-, 4-, 2- и 1-копеечники 32-рублевой стопы. Все 5-, 2- и 1-копеечники и денги 16-рублевой стопы перечеканивали с удвоением достоинства в Санкт-Петербурге, Сестрорецке, Москве и Екатеринбурге. Работали и специально организованные временные монетные дворы в Нижнем Новгороде, Ярославле и селе Поречье Смоленской губернии. Перегурчивания не было, у 10- и 2-копеечников — сетчатый гурт либо гуртовая надпись, у копеек — гурт сетчатый либо рубчатый. Чуть ранее перечеканки, а затем и одновременно с ней, легковесные монеты чеканили на гладких кружках («закупочный тираж»), чтобы получить средства для начала выкупа у населения монет Елизаветы, то есть чтобы обеспечить средства на затраты начального этапа перечеканки (золото и серебро Казна берегла). Вместе с тем шла вспомогательная перечеканка пятаков 40-рублевой стопы и случайная перечеканка — с повышением достоинства в четыре раза — «облачных» копеек 8-рублевой стопы. Цель перечеканки: увеличение доходов казны в послевоенные годы.

Перечеканку готовили еще во время Семилетней войны, но начали только после выхода из нее России (план денежной реформы граф П.И. Шувалов предложил Сенату осенью 1760 года, но серьезная критика этого плана генерал-прокурором Я.П.Шаховским отодвинула его реализацию на 1762 год). Правительство упорно искало пути эксплуатации монетной регалии, поэтому перечеканка продолжилась и после падения Петра III, до весны 1763 года. Копейки, которых сохранилось до наших дней в тысячи раз меньше, чем других номиналов серии 1762 года — дороже последних минимум на порядок.

ПЕРЕЧЕКАНКА 1762—1763 годов.

Вспомогательная перечеканка, без политических целей, золотых и серебряных монет Петра III в те же номиналы Екатерины II. 10- и 5-рублевики, отчеканенные в Санкт-Петербурге, там же и перечеканивали без перегурчивания, сохраняя шнуровидный гурт. Рублевики и полтины Петра III перечеканивали в те же номиналы в Санкт-Петербурге и Москве, сохраняя (или нанося) шнуровидный гурт.

Цель перечеканки: используя монеты как готовые кружки, поскорее начать чеканку и ввести в оборот как можно больше монет с портретом Екатерины II. Уцелевшие монеты Петра III продолжали беспрепятственно обращаться по бескрайним просторам Российской империи примерно до середины правления Александра I, что косвенно подтверждается значительной степенью износа многих экземпляров. Следы прежнего изображения на монетах Екатерины II просматриваются чрезвычайно редко. На обоих монетных дворах все номиналы чеканили оба года и на гладких кружках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий