четверг, 25 февраля 2021 г.

Герои спорта в кошельках и бумажниках

 Часто можно услышать, что деньги губят спорт. Однако не всегда связь спорта и денег означает обман и коррупцию. Например, когда портреты чемпионов ради увековечивания их памяти попадают на национальные банкноты – это можно только приветствовать. Жаль только, что таких «спортивных денег»  в мире пока что совсем немного.


Первым в нашем коротком списке идёт финский спортсмен Пааво Йоханнес Нурми (1897–1973), получивший прозвище «Летучий финн». Будучи бегуном на средние и длинные дистанции, он побывал девятикратным олимпийским чемпионом, и стал обладателем наибольшего количества олимпийских медалей в истории легкой атлетики в XX веке – так что не стоит удивляться, что его портрет оказался на лицевой стороне купюры достоинством 10 финских марок, выпущенной в Финляндии 30 лет назад. На оборотной стороне банкноты находится стилизованное изображение Олимпийского стадиона в Хельсинки. В 1952 году во время XV летних Олимпийских игр на этом стадионе знаменитому королю беговых дорожек поручили зажечь олимпийский огонь.


Финляндия 10 марок 1986


Родился «Летучий финн» в Турку в семье столяра и уборщицы. Отец умер, когда сыну исполнилось только 13 лет, и Пааво с детства вынужден был зарабатывать средства к существованию, сначала работая посыльным у пекаря, а затем слесарем. Трудности жизни приучили его к аскетичному образу жизни и дали ему силу воли и физическую закалку, которые позже помогли ему стать великим спортсменом. Первыми Олимпийскими играми Пааво Нурми стали игры в Антверпене в 1920 году, здесь он получил три золотых медали. В период с 1921 по 1925 год на дистанциях от 1500 метров до 10000 метров ему не было равных. Позже он участвовал и побеждал еще в двух олимпиадах – в 1924 и в 1928 году.

Очевидно, из-за того, что нужда была знакома ему уже по детским годам, Нурми не устоял перед искушением воспользоваться своими спортивными успехами, чтобы укрепить собственное финансовое положение. Но из-за того, что он начал своим талантом зарабатывать деньги, его признали профессионалом, а профессионалам в то время, согласно действовавшей редакции Олимпийской хартии, участвовать в олимпийских играх запрещалось (запрет был отменен лишь в 1981 году). В 1932 году решением Международного олимпийского комитета Пааво Йоханнеса Нурми отстранили от участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, а в 1934 году Нурми закончил свою спортивную карьеру. Всего «Летучий финн» установил 22 официальных и 13 неофициальных рекордов мира. Для молодежи Финляндии он стал примером для подражания, идолом своего времени.


Еще одному выдающемуся спортсмену, футболисту Джорджу Бесту (1946 – 2005), дань уважения отдала Северная Ирландия. Бест – двукратный чемпион и обладатель Суперкубка Англии, победитель Кубка европейских чемпионов в составе знаменитого клуба «Манчестер Юнайтед», обладатель «Золотого мяча». По мнению специалистов, Джордж Бест – один из величайших игроков за всю историю футбола. После смерти Беста в его честь переименовали аэропорт Белфаст-Сити – теперь он стал называться аэропортом Белфаст-Сити имени Джорджа Беста, а авиакомпания Flybe назвала один из самолетов «The George Best».

Северная Ирландия 5 фунтов


В 2006 году, в первую годовщину смерти выдающегося футболиста, Банк Ольстера выпустил памятную пятифунтовую банкноту – её оборотную сторону украсили портрет легендарного полузащитника и игровые моменты с его участием. На презентации эскиза банкноты глава Банка Кормак Маккартни отметил: «Наш проект отдаёт дань легендарному игроку за его неоценимый вклад в футбол как в Северной Ирландии, так и далеко за ее пределами. Выбирая банкноту достоинством пять фунтов, мы хотели, чтобы памятная купюра была в обращении у большого количества людей». Её тираж в один миллион полностью раскупили всего за 5 дней, а на онлайн-аукционе eBay за одну купюру предлагали до 30 фунтов. Сам Джордж Бест хотел, чтобы его помнили как величайшего футболиста всех времен, и надеялся, что в день его смерти люди хотя бы на время перестанут говорить об алкоголе, женщинах и быстрых автомобилях. Не беремся судить, о чем говорили люди в день смерти Беста, но что касается памяти, то его мечта сбылась.

Даже люди, далёкие от футбола, слышали имена Диего Армандо Марадоны и Дэвида Бекхэма. Учитывая известность обоих, может показаться странным, что их до сих пор нет ни на каких деньгах. Но, возможно, скоро это досадное упущение будет исправлено: в Аргентине болельщики–фанаты Марадоны выступили в социальной сети Facebook за то, чтобы портрет их кумира украшал купюру достоинством в 10 песо, а в Великобритании 37% жителей (согласно опросу 2003 года) считают, что портрет Бекхэма пора уже разместить на британских банкнотах, причём футболист опередил даже Уинстона Черчилля (29%) с принцессой Дианой (21%).

В Эстонии – до того, как страна перешла на евро – на лицевой стороне купюры в пять эстонских крон печатали портрет Пауля Кереса (1916–1975), эстонского и советского шахматиста, международного гроссмейстера, одного из сильнейших мастеров шахмат 1930–60-х гг.

Эстония 5 крон 1994 (лицевая сторона)


Оборот купюры выглядит довольно сурово: здесь изображены две крепости – Ивангородская крепость и Нарвский замок. Между ними – река Нарва, по фарватеру которой проходит граница между Эстонией и Россией. Нигде в мире больше нет крепостей, которые бы стояли так близко друг к другу, в буквальном смысле на расстоянии полета стрелы – дистанция между ними всего 130 метров. Ивангород и Нарвский замок издавна воевали друг с другом, в разное время переходя из руки в руки, и теперь принадлежат разным государствам. Дизайнер, работавший над банкнотой, решил провести границу не только по реке: светлая часть неба – над эстонской крепостью, темная и мрачная часть – над крепостью в Иван-городе.

Эстония 5 крон 1994 (лицевая сторона)


Но вернемся к Паулю Кересу. Он – единственный шахматист, удостоенный «денежного» портрета. На международной спортивной арене он впервые появился в Варшаве на шахматной олимпиаде 1935 года, где играл за команду Эстонии. Высокий, стройный и красивый юноша обратил на себя внимание, он мало говорил и почти не улыбался. Шахматисты окрестили Пауля «каменным гостем», а пресса писала о нем как о «северном шахматном чуде». В 1938 году он занял первое место в турнире, в котором участвовали чемпион мира Алехин, экс-чемпионы Капабланка и Эйве. За свою карьеру он стал четырехкратным чемпионом Эстонии, трехкратным чемпионом СССР и в 1948 году – заслуженным мастером спорта СССР. Однажды советского и латвийского шахматиста, чемпиона мира по шахматам (1960–1961), М.Н. Таля спросили: «Можно провести параллель между шахматистами и композиторами?» – «Конечно. Ботвинник – это Бах, Смыслов – Чайковский, Керес – Шопен, Петросян – Лист, Бронштейн – Дебюсси, Ларсен – Прокофьев». – «Ну а Фишер?» – «Компьютер».

Пауль Керес вошел в список «100 выдающихся эстонцев XX века», признан лучшим спортсменом Эстонии XX века, а ФИДЕ объявила 2016 год годом Пауля Кереса – три года назад, со дня его рождения исполнилось сто лет. В честь этой даты в январе 2016 года в Эстонии выпустили первую самостоятельную (то есть не принадлежащую к общеевропейским сериям) памятную монету номиналом два евро.