Сребреник — первая серебряная монета, чеканившаяся в Киевской Руси в конце X века, затем — в начале XI века.
Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — торговля Руси обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.
Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Сребреники чеканились в Киеве Владимиром Святославовичем (978—1015), Святополком (ок. 1015) и Ярославом Мудрым в Новгороде (до 1015). Отдельную группу образуют монеты тмутараканского князя Олега-Михайлы, чеканившиеся около 1070 года.
По композиции сребреники делятся на несколько типов. Сребреники первых выпусков в основном повторяли тип византийских монет (лицевая сторона — изображение князя, оборотная сторона — изображение Христа). В XI веке изображение Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб государства). Вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир (или Святополк) на столе (престоле), — а се его сребро» (деньги).
Сребреник Ярослава Мудрого отличался от описанных внешним видом. На одной стороне вместо Христа было изображение св. Георгия (христианского покровителя Ярослава), на другой — родовой знак Рюриковичей и надпись: «Ярославле серебро» без слов «на столе», что дает основание отнести их выпуск к периоду княжения Ярослава в Новгороде ещё при жизни Владимира Святославовича. Сребреник Ярослава представляет собой в монетном производстве Европы XI века уникальное явление в отношении мастерского исполнения штемпеля монеты, иногда вызывающее даже подозрения в том, что это более поздние подделки. Совсем другой тип представляют собой тмутараканские монеты, на одной стороне которых было изображение архангела Михаила, а на другой надпись: «Господи, помоги Михаилу». Техника изготовления сребреников имеет свои особенности. Кружки не вырезались из пластины (как у византийских и арабских монет), а были литыми. Сребреники выпускались в небольшом количестве и недолго, потому они не имели большого влияния на денежное обращение Киевской Руси. Сребреники представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.
В 1990-е годы появились специальные исследования древнерусских монет М.П. Сотниковой (1995), обобщившей данные относительно золота и серебра Владимира, Святополка и Ярослава. Ю. Покрасс (1998) и Н.С. Моисеенко (2005) дополнили этот свод данными о новых находках. "Очевидно, что количество древнерусских монет, даже с учетом новых сведений, измеряется сотнями экземпляров, тогда как восточных дирхемов и западноевропейских денариев – сотнями тысяч".
В русском переводе Евангелий тридцать монет, за которые Иуда Искариот предал Христа, называются сребренниками, хотя это должны были быть серебряные шекели либо тетрадрахмы.
Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — торговля Руси обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.
Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Сребреники чеканились в Киеве Владимиром Святославовичем (978—1015), Святополком (ок. 1015) и Ярославом Мудрым в Новгороде (до 1015). Отдельную группу образуют монеты тмутараканского князя Олега-Михайлы, чеканившиеся около 1070 года.
По композиции сребреники делятся на несколько типов. Сребреники первых выпусков в основном повторяли тип византийских монет (лицевая сторона — изображение князя, оборотная сторона — изображение Христа). В XI веке изображение Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб государства). Вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир (или Святополк) на столе (престоле), — а се его сребро» (деньги).
Сребреник Ярослава Мудрого отличался от описанных внешним видом. На одной стороне вместо Христа было изображение св. Георгия (христианского покровителя Ярослава), на другой — родовой знак Рюриковичей и надпись: «Ярославле серебро» без слов «на столе», что дает основание отнести их выпуск к периоду княжения Ярослава в Новгороде ещё при жизни Владимира Святославовича. Сребреник Ярослава представляет собой в монетном производстве Европы XI века уникальное явление в отношении мастерского исполнения штемпеля монеты, иногда вызывающее даже подозрения в том, что это более поздние подделки. Совсем другой тип представляют собой тмутараканские монеты, на одной стороне которых было изображение архангела Михаила, а на другой надпись: «Господи, помоги Михаилу». Техника изготовления сребреников имеет свои особенности. Кружки не вырезались из пластины (как у византийских и арабских монет), а были литыми. Сребреники выпускались в небольшом количестве и недолго, потому они не имели большого влияния на денежное обращение Киевской Руси. Сребреники представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.
В 1990-е годы появились специальные исследования древнерусских монет М.П. Сотниковой (1995), обобщившей данные относительно золота и серебра Владимира, Святополка и Ярослава. Ю. Покрасс (1998) и Н.С. Моисеенко (2005) дополнили этот свод данными о новых находках. "Очевидно, что количество древнерусских монет, даже с учетом новых сведений, измеряется сотнями экземпляров, тогда как восточных дирхемов и западноевропейских денариев – сотнями тысяч".
В русском переводе Евангелий тридцать монет, за которые Иуда Искариот предал Христа, называются сребренниками, хотя это должны были быть серебряные шекели либо тетрадрахмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий