СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 15 сентября 1921 года
О ВЫПУСКЕ СРОЧНЫХ БЕСПРОЦЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Совет Народных Комиссаров постановил:
Ввиду ощущаемой торгово-промышленным оборотом нужды в денежных знаках более крупных достоинств, выпустить в обращение срочные беспроцентные обязательства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на следующих основаниях:
1. Обязательства выпускаются достоинством в 1 миллион, 5 миллионов и 10 миллионов рублей под наименованием «Обязательство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
2. Обязательства имеют повсеместное хождение в РСФСР в течение 1921 и 1922 гг. наравне с существующими в стране кредитными билетами и расчетными знаками Республики и обеспечиваются всем достоянием Государства.
3. Обязательства обмениваются кассовыми учреждениями Республики на денежные и расчетные знаки по первому требованию и вне всякой очереди.
4. После 1-го января 1923 года обязательства хождения не имеют и лишь обмениваются в кассовых учреждениях РСФСР на кредитные билеты и расчетные знаки в течение 6-ти льготных месяцев, т.е. по 1-ое июля 1923 г. После 1-го июля 1923 г. обязательства считаются не подлежащими оплате.
5. Выпуск обязательств производится через Народный Комиссариат Финансов в пределах действительной потребности в расчетных знаках крупных достоинств Народного Хозяйства Республики.
6. За подделку обязательств виновные предаются суду Революционного Трибунала.
7. Поврежденное обязательство не принимается в платежи: когда оно не составляет трех четвертей целого обязательства, когда оно разорвано пополам или внутри, пробито или прожжено, а также когда на нем отсутствуют или номер, или литера, или одна из подписей.
8. Обязательство с указанными в пункте 7 повреждениями принимается к обмену Центральными и местными кассовыми учреждениями Народного Комиссариата Финансов, если состояние их таково, что не вызывает сомнения его подлинности, а в случае разорванности пополам, если принадлежность разорванных частей к одному обязательству очевидна.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Срочные беспроцентные обязательства были выпущены в ноябре 1921 года по декрету от 15 сентября 1921 года ввиду острой нужды в денежных знаках крупных достоинств для повсеместного хождения наравне с кредитными билетами и расчётными знаками РСФСР.
Оформление однотипное, печать чёрной краской на однотонной бумаге, различающейся по цвету в зависимости от достоинства обязательства, текст – чётный на одной стороне. Размеры одинаковые: 270х130 мм. Слева крупными цифрами, размещёнными вертикально, указан номинал. Бумага – с выделкой «под ткань» и водяным знаком: крупным изображением Государственного герба РСФСР внутри круга на фоне расходящихся волнообразных лучей.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 1 миллион рублей 1921 года. Бумага кремовая.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 5 миллионов рублей 1921 года. Бумага голубая.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 10 миллионов рублей 1921 года. Бумага зеленая.
Серия из двух букв, номер порядковый. Подписи на банкнотах: Народный комиссар финансов Н.Н. Крестинский, заведующий отделом денежных и расчетных знаков Тугарин, главный бухгалтер Ф. Земит.
Водяной знак срочных беспроцентных обязательств РСФСР.
В течение 30 месяцев, то есть с 1 января 1919 года по 1 июля 1921 года, количество бумажных денежных знаков возросло в 38,5 раз, что должно было обесценить денежную единицу до 0,0034 копейки, а между тем она обесценилась до 0,000262 копейки.
Эмиссия достигла таких чрезмерных пределов, что рынок отвечал на это авансовым повышением цен. Денежный счет даже в личном хозяйстве вёлся на миллионы. Если первые совзнаки 1919 года имели номинал 1, 2 и 3 рубля, то уже к 1921 году в обращение были выпущены обязательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики достоинством 10 млн. рублей. Появление расчётных знаков номиналом 25 000, 50 000 и 100 000 рублей было обусловлено практической необходимостью: в 1921 году пуд ржаной муки в среднем стоил 140 000 рублей, картофеля – 20 600 рублей. Чтобы проехать по Москве на трамвае одну остановку, надо было заплатить за билет 500 рублей, две остановки – 900 рублей. Номер газеты «Правда» продавался за 2500 рублей.
Политика «военного коммунизма» не имела перспектив. Для отмены денег, отказа от торговли и перехода к прямому распределению жизненных благ не существовало объективных условий. В статье «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции», опубликованной 18 октября 1921 года в «Правде», В.И. Ленин писал: «Мы рассчитывали – или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчёта... наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку» (Т. 44, с. 151). Выход из создавшегося положения заключался в следующем: восстановить торговлю и денежные отношения в полном объеме по всей стране, ликвидировать уравниловку, ориентировать производство на получение прибылей. «Личная заинтересованность, - писал В.И. Ленин, - поднимает производство: нам нужно увеличение производства прежде всего и во что бы то ни стало. Оптовая торговля объединяет миллионы мелких крестьян экономически, заинтересовывая их, связывая их, подводя их к дальнейшей ступени: к разным формам связи и объединения в самом производстве» (Т. 44, с. 283).
Одна из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться, начав развивать свободную торговлю и внедрять принцип материальной заинтересованности, была связана с отсутствием в стране твердой валюты. В создании устойчивой советской денежной системы важное значение приобретали стабилизация курса рубля, сокращение выпуска не обеспеченных золотом денежных знаков. «Удастся нам на продолжительный срок, а в последствии навсегда стабилизировать рубль, значит мы выиграли», – считал В.И. Ленин (Т. 44, с. 283).
Третий период финансовой политики, продолжавшийся с середины 1921 года до 1922 года, характеризуется восстановлением денежного хозяйства. Деньги опять приобретают первостепенное значение.
Объявляя о новой экономической политике, Совнарком предусматривал оставить в распоряжении Высшего Совета Народного Хозяйства только наиболее важные предприятия, главным образом оборонного значения. Остальные предприятия разрешалось сдавать в аренду кооперативам и частным лицам, передавать соответствующим организациям.
Согласно постановлениям Совнаркома от 27 октября 1921 года «О мерах развития самостоятельности хозяйственных органов при переходе на хозрасчёт» все предприятия делились на две категории. Предприятия первой категории – паровозостроительные, топливные, металлургические, оборонные – оставались на государственном снабжении. Предприятия второй категории – группы Б – разрешалось в дополнение к государственному снабжению вести самозаготовки необходимых для производства материалов, а также реализовывать часть продукции на рынке, после того как они выполнят поставки государству, государственным и кооперативным организациям. Постепенно вся промышленность была снята с государственного централизованного снабжения и переведена на хозрасчет. В системе заготовок сельскохозяйственной продукции была произведена замена продразверстки продовольственным налогом. Таким образом, переход к нэпу сопровождался всемерным развитием товарно-денежных отношений, чему в немалой степени способствовали отмена натуральных пайков рабочим и служащим, бесплатного пользования транспортом, коммунальными услугами, возврат к выплате заработной платы только деньгами.
В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения при начислении заработной платы был введен условный твердый измеритель – «товарный» рубль. Деньги выплачивались совзнаками по курсу «товарного» рубля на день выдачи зарплаты. Кроме того, вводилось страхование вкладов населения. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы, выражались в «золотых» рублях и выдавались советскими бумажными рублями по курсу «золотого» рубля на день снятия вклада. «Золотой» рубль, как «товарный», являлся условным твёрдым измерителем.
Несмотря на продолжающуюся эмиссию, несколько, правда, замедленную, падение покупательной способности рубля почти приостановилось.
Когда цены перестали расти и деньги получили некоторую устойчивость, Наркомат финансов к имеющимся в обращении 2-3 триллионам выпустил денежных знаков еще на 14 триллионов, то есть в семь раз больше, чем за весь предыдущий тяжелый для государства период с 1914 по 1921 год. В связи с этим с ноября 1921 года процесс обесценения рубля снова начал развиваться и в январе, когда декабрьская эмиссия была реализована, достиг катастрофических размеров.
Таким образом, за первое полугодие нэпа, то есть с 1 июля 1921 года по 1 января 1922 года, количество выпущенных в обращение денег увеличилось примерно в 7,5 раза.
Обесценение приняло такие масштабы, что трудно стало вести счет деньгам, так как приходилось пользоваться цифрами, совершенно непривычными в жизненном обиходе. Чтобы облегчить рыночные расчеты, правительство прибегло к деноминации, то есть к укрупнению денежной единицы и замене старых денежных знаков на новые. Значение деноминаций заключалось лишь в том, что упростились денежные расчеты в народном хозяйстве, и сократилась масса денег в обращении. Однако деноминацию нельзя рассматривать как процесс стабилизации денег.
12 декабря 1921 года было опубликовано постановление ВЦИК «Об учреждении Государственного банка». Цель его создания – способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, установлению правильного денежного обращения. Были подписаны соглашения между РСФСР и республиками Закавказья о включении их в единую денежную систему, которая к этому времени уже объединяла РСФСР, Украину и Белоруссию.
«Бумажные денежные знаки России и СССР» А.И. Васюков, В.В. Горшков, В.И. Колесников, М.М. Чистяков. – СПб: Политехника, 1993.
ДЕКРЕТ
от 15 сентября 1921 года
О ВЫПУСКЕ СРОЧНЫХ БЕСПРОЦЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Совет Народных Комиссаров постановил:
Ввиду ощущаемой торгово-промышленным оборотом нужды в денежных знаках более крупных достоинств, выпустить в обращение срочные беспроцентные обязательства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на следующих основаниях:
1. Обязательства выпускаются достоинством в 1 миллион, 5 миллионов и 10 миллионов рублей под наименованием «Обязательство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
2. Обязательства имеют повсеместное хождение в РСФСР в течение 1921 и 1922 гг. наравне с существующими в стране кредитными билетами и расчетными знаками Республики и обеспечиваются всем достоянием Государства.
3. Обязательства обмениваются кассовыми учреждениями Республики на денежные и расчетные знаки по первому требованию и вне всякой очереди.
4. После 1-го января 1923 года обязательства хождения не имеют и лишь обмениваются в кассовых учреждениях РСФСР на кредитные билеты и расчетные знаки в течение 6-ти льготных месяцев, т.е. по 1-ое июля 1923 г. После 1-го июля 1923 г. обязательства считаются не подлежащими оплате.
5. Выпуск обязательств производится через Народный Комиссариат Финансов в пределах действительной потребности в расчетных знаках крупных достоинств Народного Хозяйства Республики.
6. За подделку обязательств виновные предаются суду Революционного Трибунала.
7. Поврежденное обязательство не принимается в платежи: когда оно не составляет трех четвертей целого обязательства, когда оно разорвано пополам или внутри, пробито или прожжено, а также когда на нем отсутствуют или номер, или литера, или одна из подписей.
8. Обязательство с указанными в пункте 7 повреждениями принимается к обмену Центральными и местными кассовыми учреждениями Народного Комиссариата Финансов, если состояние их таково, что не вызывает сомнения его подлинности, а в случае разорванности пополам, если принадлежность разорванных частей к одному обязательству очевидна.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Срочные беспроцентные обязательства были выпущены в ноябре 1921 года по декрету от 15 сентября 1921 года ввиду острой нужды в денежных знаках крупных достоинств для повсеместного хождения наравне с кредитными билетами и расчётными знаками РСФСР.
Оформление однотипное, печать чёрной краской на однотонной бумаге, различающейся по цвету в зависимости от достоинства обязательства, текст – чётный на одной стороне. Размеры одинаковые: 270х130 мм. Слева крупными цифрами, размещёнными вертикально, указан номинал. Бумага – с выделкой «под ткань» и водяным знаком: крупным изображением Государственного герба РСФСР внутри круга на фоне расходящихся волнообразных лучей.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 1 миллион рублей 1921 года. Бумага кремовая.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 5 миллионов рублей 1921 года. Бумага голубая.
Срочное беспроцентное обязательство РСФСР 10 миллионов рублей 1921 года. Бумага зеленая.
Серия из двух букв, номер порядковый. Подписи на банкнотах: Народный комиссар финансов Н.Н. Крестинский, заведующий отделом денежных и расчетных знаков Тугарин, главный бухгалтер Ф. Земит.
Водяной знак срочных беспроцентных обязательств РСФСР.
В течение 30 месяцев, то есть с 1 января 1919 года по 1 июля 1921 года, количество бумажных денежных знаков возросло в 38,5 раз, что должно было обесценить денежную единицу до 0,0034 копейки, а между тем она обесценилась до 0,000262 копейки.
Эмиссия достигла таких чрезмерных пределов, что рынок отвечал на это авансовым повышением цен. Денежный счет даже в личном хозяйстве вёлся на миллионы. Если первые совзнаки 1919 года имели номинал 1, 2 и 3 рубля, то уже к 1921 году в обращение были выпущены обязательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики достоинством 10 млн. рублей. Появление расчётных знаков номиналом 25 000, 50 000 и 100 000 рублей было обусловлено практической необходимостью: в 1921 году пуд ржаной муки в среднем стоил 140 000 рублей, картофеля – 20 600 рублей. Чтобы проехать по Москве на трамвае одну остановку, надо было заплатить за билет 500 рублей, две остановки – 900 рублей. Номер газеты «Правда» продавался за 2500 рублей.
Политика «военного коммунизма» не имела перспектив. Для отмены денег, отказа от торговли и перехода к прямому распределению жизненных благ не существовало объективных условий. В статье «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции», опубликованной 18 октября 1921 года в «Правде», В.И. Ленин писал: «Мы рассчитывали – или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчёта... наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку» (Т. 44, с. 151). Выход из создавшегося положения заключался в следующем: восстановить торговлю и денежные отношения в полном объеме по всей стране, ликвидировать уравниловку, ориентировать производство на получение прибылей. «Личная заинтересованность, - писал В.И. Ленин, - поднимает производство: нам нужно увеличение производства прежде всего и во что бы то ни стало. Оптовая торговля объединяет миллионы мелких крестьян экономически, заинтересовывая их, связывая их, подводя их к дальнейшей ступени: к разным формам связи и объединения в самом производстве» (Т. 44, с. 283).
Одна из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться, начав развивать свободную торговлю и внедрять принцип материальной заинтересованности, была связана с отсутствием в стране твердой валюты. В создании устойчивой советской денежной системы важное значение приобретали стабилизация курса рубля, сокращение выпуска не обеспеченных золотом денежных знаков. «Удастся нам на продолжительный срок, а в последствии навсегда стабилизировать рубль, значит мы выиграли», – считал В.И. Ленин (Т. 44, с. 283).
Третий период финансовой политики, продолжавшийся с середины 1921 года до 1922 года, характеризуется восстановлением денежного хозяйства. Деньги опять приобретают первостепенное значение.
Объявляя о новой экономической политике, Совнарком предусматривал оставить в распоряжении Высшего Совета Народного Хозяйства только наиболее важные предприятия, главным образом оборонного значения. Остальные предприятия разрешалось сдавать в аренду кооперативам и частным лицам, передавать соответствующим организациям.
Согласно постановлениям Совнаркома от 27 октября 1921 года «О мерах развития самостоятельности хозяйственных органов при переходе на хозрасчёт» все предприятия делились на две категории. Предприятия первой категории – паровозостроительные, топливные, металлургические, оборонные – оставались на государственном снабжении. Предприятия второй категории – группы Б – разрешалось в дополнение к государственному снабжению вести самозаготовки необходимых для производства материалов, а также реализовывать часть продукции на рынке, после того как они выполнят поставки государству, государственным и кооперативным организациям. Постепенно вся промышленность была снята с государственного централизованного снабжения и переведена на хозрасчет. В системе заготовок сельскохозяйственной продукции была произведена замена продразверстки продовольственным налогом. Таким образом, переход к нэпу сопровождался всемерным развитием товарно-денежных отношений, чему в немалой степени способствовали отмена натуральных пайков рабочим и служащим, бесплатного пользования транспортом, коммунальными услугами, возврат к выплате заработной платы только деньгами.
В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения при начислении заработной платы был введен условный твердый измеритель – «товарный» рубль. Деньги выплачивались совзнаками по курсу «товарного» рубля на день выдачи зарплаты. Кроме того, вводилось страхование вкладов населения. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы, выражались в «золотых» рублях и выдавались советскими бумажными рублями по курсу «золотого» рубля на день снятия вклада. «Золотой» рубль, как «товарный», являлся условным твёрдым измерителем.
Несмотря на продолжающуюся эмиссию, несколько, правда, замедленную, падение покупательной способности рубля почти приостановилось.
Когда цены перестали расти и деньги получили некоторую устойчивость, Наркомат финансов к имеющимся в обращении 2-3 триллионам выпустил денежных знаков еще на 14 триллионов, то есть в семь раз больше, чем за весь предыдущий тяжелый для государства период с 1914 по 1921 год. В связи с этим с ноября 1921 года процесс обесценения рубля снова начал развиваться и в январе, когда декабрьская эмиссия была реализована, достиг катастрофических размеров.
Таким образом, за первое полугодие нэпа, то есть с 1 июля 1921 года по 1 января 1922 года, количество выпущенных в обращение денег увеличилось примерно в 7,5 раза.
Обесценение приняло такие масштабы, что трудно стало вести счет деньгам, так как приходилось пользоваться цифрами, совершенно непривычными в жизненном обиходе. Чтобы облегчить рыночные расчеты, правительство прибегло к деноминации, то есть к укрупнению денежной единицы и замене старых денежных знаков на новые. Значение деноминаций заключалось лишь в том, что упростились денежные расчеты в народном хозяйстве, и сократилась масса денег в обращении. Однако деноминацию нельзя рассматривать как процесс стабилизации денег.
12 декабря 1921 года было опубликовано постановление ВЦИК «Об учреждении Государственного банка». Цель его создания – способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, установлению правильного денежного обращения. Были подписаны соглашения между РСФСР и республиками Закавказья о включении их в единую денежную систему, которая к этому времени уже объединяла РСФСР, Украину и Белоруссию.
«Бумажные денежные знаки России и СССР» А.И. Васюков, В.В. Горшков, В.И. Колесников, М.М. Чистяков. – СПб: Политехника, 1993.
Комментариев нет:
Отправить комментарий