суббота, 5 июля 2014 г.

Банкноты Австро-Венгрии 1762-1918 гг.

Банкноты Австро-Венгрии 1762-1806 гг.

Первые бумажные деньги в империи Габсбургов появились в обращении в 1762 г. Их введение откладывалось из-за опасений, вызванных инфляцией бумажных денег, выпущенных во Франции в начале XVIII в. спекулянтом Джоном Лоу. По плану, предложенному в 1759 г. графом Хетцфилдом, отпечатали пробные оттиски билетов номиналами 5, 10 и 20 гульденов.
Нехватка денег вследствие Семилетней войны с Пруссией (1756—1762 гг.) вынудила Придворную камеру — учреждение, исполняющее функции министерства финансов, к выпуску беспроцентных облигаций государственного займа номиналами в 5, 10, 25, 50 и 100 гульденов, получивших свободное обращение как нарицательные деньги и выполнявших обе функции. Облигации выпускал Венский городской банк, основанный в 1705 г. как приватный банк, а вследствие финансовых трудностей преобразованный в государственное учреждение. Облигации получили название “банкоцеттели”, в точном переводе — банковские билеты, хотя в современном понимании они ими не были, балансируя на грани между облигациями и казначейскими билетами. Название “банкоцеттель” как бы отвлекало от действительного назначения — принести государству “звонкую” монету, подчеркивая функцию средства денежного обращения, которая, по сути, была вторичной.
Банкоцеттели, выпускаемые в 1762—1806 гг., предназначались не для всех слоев граждан (самый низкий номинал — 5 гульденов соответствовал месячному прожиточному минимуму семьи из четырех человек), а лишь для богатых, владевших достаточным количеством денег. Но даже для них банкоцеттели стали новым явлением, и доверие к ним нужно было еще завоевать. Поэтому помимо выгодных правил использования банкоцеттели получили внешний вид современных процентных облигаций чешских и штирских дворянских сословий, о которых высшие слои населения уже знали. Кроме того, за исключением английских и шведских бумажных денег в Европе не было примеров для их внешнего оформления.
Банкоцеттели выпуска 1762 г. имеют вид печатаного текстового документа, вертикального формата, с типографическими украшениями в виде простых орнаментов или стилизованных растительных мотивов, какие применялись на титульных сторонах книг или официальных документов второй половины XVIII в. Все банкоцеттели имели одинаковые размеры (85х170мм) и были двухцветными. Преобладающий цвет купюр номиналами в 5—25 гульденов — черный, 50 и 100 гульденов — красный.



Изменяющийся наклон букв служил специфическим защитным элементом против подделки банкоцеттелей и имитирования ручным перерисовыванием. Этот элемент сохранился еще на пяти выпусках бумажных денег. Почти в течение 50 лет банкоцеттели несколько раз меняли внешний вид и улучшались технически. Все купюры выпуска 1771 г. сохранили вид банкоцеттелей выпуска 1762 г., хотя их дополнили купюры номиналами в 500 и 1000 гульденов, отпечатанные лишь с применением черной краски.



Сходный цвет облегчал обмен мелких купюр на крупные, требовал повышенной осторожности при обращении с этими деньгами. Поэтому отдельные купюры выпуска 1784 г. сохранили только внешний стиль и отличались четкими различиями в орнаментике, положении тех же элементов, использованных на купюрах разных достоинств. Кроме того, купюры в 500 и 1000 гульденов получили горизонтальный, почти квадратный формат, для их отличия от купюр в 5—100 гульденов, сохранивших вертикальную форму.




Все банкоцеттели визуально образуют одну систему: орнаментальная полоса при нижнем крае рамки одной купюры повторяется на боковых сторонах рамки крупной купюры. Так появилась возможность определять достоинство даже фрагментов испорченных или измененных купюр. На первый взгляд, данная система не очень примечательна. Банкоцеттели этого выпуска защищены водяными знаками. По-видимому, все изменения были сделаны на основе анализа банкоцеттелей выпуска 1771 г. вследствие замены разных купюр того же цвета и формата, а также мелких их достоинств на крупные. Вид банкоцеттелей выпуска 1784 г. — грубый, не очень приятный.
Отдельные купюры выпуска 1796 г. сохранили общий стиль, но стали самостоятельной графической единицей. Декоративные элементы на них уже не повторялись. Вид — более мелкий, в стиле позднего рококо, и с эстетической точки зрения гораздо лучше, чем у прежних выпусков. Орнаментальная рамка на билетах по краю, в отличие от купюр других выпусков, отсутствует, но ее функцию частично выполняют надписи по боковым сторонам банкоцеттелей.






Очень прогрессивным элементом являются совершенные полутоновые водяные знаки. Их формат также унифицирован (90х200мм), вертикальный. Новые размеры и формат банкоцеттелей можно назвать шагом назад, но, возможно, те, кто создавали их в 1796 г., сочетали графические разницы отдельных купюр и считали, что этого достаточно для их отличия. Вероятно, опыт работы над разными купюрами тех же размеров не был положительным. Исключением стали банкноты образца 1816 г. Больше бумажных денег с унифицированными размерами в монархии Габсбургов уже не выпускали. Стиль банкоцеттелей выпуска 1800 г. такой же, как и на прежних выпусках. Но на них снова появились рамки по краям, орнаменты потеряли вид сборных, может быть, лишь вторично использованных элементов.
По форме и размерам банкоцеттели этого выпуска отличались. Купюры номиналами в 1—5 гульденов были вертикальными, купюры в 10—100 гульденов — квадратными, а купюры в 500 и 1000 гульденов — горизонтальными. Кроме того, размеры всех купюр банкоцеттелей стали меньше, чем у прежних выпусков.






На билетах в 10 и 25 гульденов появились гербы Богемии и Венгрии: двух главных королевств в составе монархии Габсбургов.




Вероятно, в связи с инфляционным характером данного выпуска и нехваткой бумаги для печатания огромного количества банкоцеттелей до 1800 г. не выпускались мелкие номиналы — в 1 и 2 гульдена.
Банкоцеттели выпуска 1806 г. в принципе сохранили традиционную композицию. Купюры номиналами в 5, 10, 25 и 50 гульденов — вертикальные, купюры в 100 и 500 гульденов — горизонтальные. Роль типографических украшений уменьшилась. Вместо них стали использовать сложные переплетающиеся кривые. На купюре в 25 гульденов они даже заполнили всю её площадь, перегрузив её и ухудшив четкость текста. Но роль кривых на этих банкоцеттелях, прежде всего защитная. Они свободно нарисованы художником, но в определенном смысле представляют собой переход к идее математических кривых — гилош. Крупные купюры данного выпуска — двухцветные, в 25 и 50 гульденов — черные и темно-коричневые, 100 и 500 гульденов — черные и красные. Двухцветная печать выполняла защитную роль: почти незаметное различие между коричневым и черным цветами являлось даже своего рода ловушкой для фальшивомонетчиков.





На купюрах в 10 и 25 гульденов снова изображались гербы Богемии и Венгрии. Билеты выпуска 1806 г. были двухсторонними. На них появился новый защитный элемент — повторение изображения с лицевой стороны на оборотной стороне, в упрощенной форме и зеркальном отражении. При рассмотрении купюры на свет оба изображения совмещаются с точностью до 0,3 мм. Такими изображениями печатная фабрика Венского городского банка опередила развитие защитной печати почти на 200 лет.


Банкноты Австро-Венгрии 1811-1834 гг.


Взамен обесцененных банкоцеттелей в 1811 г. был выпущен новый вид бумажных денег — обменные билеты (Einlösungsscheine). В апреле 1813 г. их сменили так называемые антиципационные билеты (Antiсipationsscheine), чтобы формально скрыть перед населением инфляционный выпуск обменных билетов образца 1811 г. Билеты данных выпусков оформлялись новым способом. Они приобрели форму текстовой виньетки с широкой рамкой по краям, композиция которой представляет собой симметричную матрицу с девятью полями, что характерно для большинства австрийских бумажных денег (до конца ХIХ в.). Середина краев и углы орнаментальной рамки билетов выпуска 1811 г. и 1813 г. представляют воображаемые внешние поля матрицы. На нижнем крае купюр — государственный герб или защитная решетка с ручной нумерацией, в углах розетки. Орнаменты получили форму повторяющихся кривых, выполненных граверной машиной, сконструированной Якобом Дегеном.



На билетах образца 1811 г. они еще простые: кружки, эллипсы или спирали, но на купюрах выпуска 1813 г. это уже сложные геометрические кривые. На купюрах образца 1811 г. можно еще найти мелкие растительные орнаменты в стиле ампир, но на билетах 1813 г. преобладают геометрические кривые. Формат бумажных денег — горизонтальный, только купюры в 2 и 5 гульденов (1813 г.) — вертикальные.





В выпуске 1813 г. на билетах в качестве защитного элемента применялись сложные для подделки мелкие линии. Шагом назад стало использование односторонней печати. Однако она будет характерной для всех австрийских банкнот и некоторых казначейских билетов до 1863 г. В 1816 г. был основан Привилегированный Австрийский национальный банк, независимое от государства акционерное сообщество. Его задачами являлись выпуск банкнот, покрытых полноценной серебряной монетой, и изъятие из обращения билетов образца 1811 г. и 1813 г. Банк занимался оформлением банкнот выпуска 1816 г.





Защитным их элементом стали решетки на каждой купюре на фоне обозначений достоинства банкнот в правом нижнем углу, в середине билета, на фоне ручной нумерации в верхнем правом углу. По сравнению с билетами Банка Англии такие защитные решетки на австрийских банкнотах считались прогрессивным элементом. При этом на них осталась одна устаревшая черта (по сравнению с бумажными деньгами Англии и России) — ручная нумерация. Похожие размеры всех купюр появились в монархии Габсбургов на банкнотах выпуска 1816 г. в последний раз. Графическую концепцию купюр образца 1816 г. можно объяснить стремлением избежать визуальных ассоциаций с обесцененными бумажными деньгами прежних выпусков. Возможно, это связано и с английским кредитом на поддержку австрийской валютной системы.
Композиция банкнот выпуска 1825 г. — по сути, возвращение к стилю билетов образца 1813 г.
Схему с замкнутой рамкой можно найти лишь на купюрах в 100 и 1000 гульденов. На более мелких купюрах (10 и 25 гульденов) — рамка тонкая или совсем отсутствует (50 и 500 гульденов).





На купюрах в 50 гульденов поля матрицы пустые или выполнены рельефным тиснением, изображающим государственный герб и орнамент, как и на билетах номиналами в 5, 10, 25 гульденов. Банкноты меньше перегружены графическими элементами. Их техническая новизна — двухцветная печать с помощью двойных клише, которую изобрели сначала в 1820 г. Якоб Деген (в Австрии), затем в 1821 г. Вильям Конгрев (в Англии). Данная технология повысила степень защиты бумажных денег от подделок. Еще одним новым элементом стала машинная нумерация. Формат банкнот выпуска 1825 г. — горизонтальный, только билет в 10 гульденов — вертикальный. Появилась схема форматов двух мелких номиналов: купюры из голубой и красной бумаги в 5 и 10 гульденов, чтобы помочь неграмотным гражданам различать билеты этих достоинств. С эстетической точки зрения банкноты выпуска 1825 г. имели прекрасную комбинацию механической гравюры, высококачественные кривые гилош и богатые орнаментальные украшения в стиле ампир. Автор эскизов — Йоганн Баптист Данцингер работал в Привилегированном Австрийском национальном банке. Выпуски 1833 г. и 1834 г. состояли из купюр в 5 и 10 гульденов, которые быстро изнашивались: печать с помощью двойных клише была нерентабельной, поэтому их изготавливали одноцветными.






Композиция банкнот последовательно вернулась к билетам в 10 и 20 гульденов образца 1813 г., но на более высоком техническом уровне. Купюры печатали двойными, очень сложными клише, но только черной краской. Уровень изображений на банкнотах достиг предела возможностей книжной печати, применявшихся в то время. Однако с эстетической точки зрения бумажные деньги данных выпусков очень перегружены элементами и оставляют довольно грустное впечатление.



Банкноты Австро-Венгрии 1841-1866 гг.


В монархии Габсбургов бумажные деньги выпуска 1841 г. начали изготавливать глубокой печатью с помощью стальных клише. Повысились их качество и защита. Впервые на купюрах появились фигуральные изображения. Печать использовалась исключительно одноцветная — черная на белой бумаге (в большинстве случаев без фона и защитных решеток). Новый элемент — микрошрифт. Банкноты этого периода последовательно соблюдают композиционную схему симметрической матрицы с девятью полями. Однако отдельные части изображений свободные, графически не соединенные, как на некоторых банкнотах образца 1825 г. На банкнотах выпуска 1841 г. ярко выражено идейное содержание, символизирующее государственность. Так, на купюре в 50 гульденов изображен государственный герб и сидящая женщина — символ Австрии, мужчина с бородой — символ реки Дунай, которая связывала почти все части монархии. На билетах в 100 и 1000 гульденов — миниатюра панорамы Вены, столицы монархии.





На отдельных купюрах представлены также комбинации символов изобилия, права, образования, торговли, промышленности и мореплавания. Автором банкнот являлся Петер Фенди (1796—1842), живописец, выпускник Венской академии изобразительных искусств.
Символика банкнот выпусков 1847 г. и 1848 г. представляет элементы античной мифологии. Большинство купюр горизонтального или почти квадратного формата. Банкноты более мелкого достоинства чередуются горизонтальным и вертикальным форматом, чтобы облегчить обращение с деньгами неграмотным гражданам. Автор банкнот — Р. Гейгер, выпускник Венской академии изобразительных искусств, художник, приближенный к императорскому двору.






Изображения на купюрах выпусков 1847 г. и 1848 г., вероятно, срисованы со скульптур. Появился “модулярный” способ подготовки новых проектов, позволявший в короткие сроки делать новые и визуально однородные проекты банкнот (например, выпуск 1858—1859 гг.).
Банкноту в 10 гульденов выпуска 1854 г. проектировал также Р. Гейгер. В его оформлении появились новые элементы. Античная символика — лишь на симметрически и неотчетливо изображенных барельефах Паллас Афины. Другие символы — герб, изображенный, как живой орел с двумя головами, который крыльями защищает символы науки, искусства, торговли, промышленности и сельского хозяйства.



Под ними лозунг императора Франца Иосифа I: VIRIBUS UNITIS (объединенными силами), выражающий идею процветания страны. Элементы, изображенные по бокам банкноты, связаны в одно целое акантовым растительным орнаментом. Остальные элементы пока изолированы. Основной текст на фоне состоит из повторяющихся слов, обозначающих номинал купюр. Банкноты выпуска 1858 г. и 1859 г. появились в связи с денежной реформой 1857 г. Их проектировал Карл Гейгер, используя изображения банкнот выпусков 1847—1848 гг. и 1854 г. Новые элементы появились лишь на двух билетах: 10 и 1000 гульденов. Впервые стала применяться красная печать в виде щита из кривых гилош.





Бумажные деньги выпуска 1863 г. отличаются различной графической концепцией, хотя они являются проектом одного автора — Йозефа Фюриха (1800—1876), художника, писавшего картины на религиозную тематику. Традиционная композиция сохранилась на билете в 100 гульденов. На купюре в 10 гульденов впервые в идеализированной форме изображены лица пастуха, шахтера и крестьянина. На банкноте заметна тенденция к соединению отдельных частей изображения в одно целое.





Революционные события 1848—1849 гг., нейтралитет в Крымской войне (1856), поражения в войнах с Сардинией (1858) и Пруссией (1866), крах на Венской бирже (1873) разрушили финансовое положение монархии Габсбургов. Это вынудило правительство начать эмиссию разных типов облигаций, выполняющих функцию денег и казначейских билетов.
Кассовые билеты Императорской центральной кассы выпусков 1851—1853 гг. характеризируют богатая орнаментика в стиле рококо и продуманная символика. Все они симметрической композиции. На купюрах изображены символы славы, победы, власти, изобилия и сельского хозяйства, встречаются комбинации мифологических античных элементов.





Сложные изображения можно найти не только на билетах больших и средних размеров, но и на миниатюрном билете в 10 крейцеров образца 1860 г.




Заслуживает внимания беспроцентный кассовый билет в 50 гульденов 1851 г. На купюре рядом с императором Иосифом II, отменившим крепостное право, изображен пашущий поле крестьянин Иржи Трнка из деревни Славниковице в Моравии. Данное изображение — символ социального прогресса, но на билете оно появилось, когда монархия подавила все революционные волнения.




Все кассовые билеты печатались с использованием двух цветов: основной рисунок был черным, фон — темно-серым или коричневым.
Для казначейских билетов выпуска 1866 г. характерно применение исторических мотивов. Так, изображенные фигуры на них символизируют промышленность и торговлю (1 гульден), искусство и науку (5 гульденов), власть и право (50 гульденов; на купюре имеется надпись Gesetz — закон).








Используемые на данных билетах композиционные схемы переносятся и на последующие выпуски казначейских билетов, а позже — на банкноты выпусков 1900 г. и 1902 г. Печать билетов двухцветная, на лицевой стороне применена комбинация высококачественной гравюры и литографии, на оборотной — литография. По сравнению с другими банкнотами эти казначейские билеты изготовлены на более высоком уровне.
Новым этапом в рассматриваемый период стали выпуски в 1848—1849 гг. временных бумажных денег, осуществленные вследствие революций: банкноты в 1 и 2 гульдена, оккупационные деньги для Венгрии и северной Италии, монетные боны Императорско-королевского главного монетного двора и процентные кассовые билеты Императорской центральной кассы. Для всех этих билетов использовалась простая композиция симметрической виньетки горизонтального формата, частично сохраняющей схему матрицы с девятью полями. Медальон с государственным гербом на билетах в 1 и 2 гульдена позаимствован с банкноты в 10 гульденов образца 1834 г.




Для фона или в рамках купюр крупных достоинств оккупационных денег Венгрии и Италии применялись простые фигурные украшения. Эстетический и технический уровень бумажных денег данных выпусков, а также качество бумаги можно назвать низким. Однако впервые в монархии Габсбургов на купюрах появилась цветная защитная решетка.




Банкноты Австро-Венгрии 1880-1918 гг.



Для бумажных денег этого периода важным этапом стало применение синтетических красок ломаного цвета, что, по сути — революционный шаг вперед. Одновременно с фоном, их использование повышало защиту купюр от подделки. Клише для банкнот изготавливали не вручную гравюрой, а гелиогравюрой. При этом шагом назад можно назвать отсутствие водяных знаков на деньгах, вероятно, вследствие ограниченной возможности контроля их наличия на темных билетах.
После австрийско-венгерского соглашения политические аспекты данного периода были отображены и на деньгах. Так, на одной стороне купюры размещался текст на немецком, а на другой — на венгерском языке. Обе стороны банкноты считались равноценными, и их не называли лицевой и оборотной, а “немецкой” и “венгерской” сторонами. Поэтому ни одна из них визуально не превосходила другую сторону, и на них были похожие изображения. Хотя немцы и венгры в монархии Габсбургов составляли лишь меньшинство, языки других национальностей на бумажных билетах не использовались.
Композиция банкнот выпуска 1880 г. сохранила традиционную схему, но отдельные части оптически уже были соединены в одно целое с помощью архитектонических элементов (фасад зданий в стиле неоренессанса) и двухслойного фона по всей площади. На купюре в 100 гульденов еще использовались элементы - символы, представляющие сельское хозяйство, искусство и науку, но на банкнотах в 10 и 1000 гульденов — лишь анонимные идеальные портреты, характерные для первых десятилетий ХХ в.





Автором банкнот номиналами в 10 и 100 гульденов являлся Фердинанд Лауфбергер, а авторами купюры в 1000 гульденов — Август Айзенменгер и Йозеф Сторк.
Композиция казначейских билетов основывалась на лицевых сторонах билетов выпуска 1866 г. в 1 и 5 гульденов, но на них изображалось меньше исторических мотивов, а символические фигуры получили больше места. Так, женщина с книгой на левой стороне купюры в 5 гульденов выпуска 1881 г. символизирует право, а женщина на правой стороне — власть.




Девочка и мальчик на левой стороне билета в 50 гульденов выпуска 1884 г. — символы сельского хозяйства и торговли.




На билете в 1 гульден выпуска 1888 г. изображены овощи и фрукты, символизирующие плодородие и изобилие. В бумаге данного билета применялись защитные волокна. Принадлежность к государству выражена портретом императора Франца Иосифа I.



Банкноты в 10 и 20 крон выпуска 1900 г. с технической точки зрения похожи на бумажные деньги предыдущего периода. Но их композиция изменилась. Впервые в монархии Габсбургов купюры стали отличаться также по цвету. После критики относительно отсутствия на деньгах языков других народов, входящих в состав монархии, начиная с 1900 г. на банкнотах появилось обозначение номинала на чешском, польском, итальянском, словенском, хорватском, сербском и румынском языках.





Банкноты выпусков 1902—1915 гг. отличаются разнообразием. Например, билет в 50 крон образца 1902 г., изготовленный на основе старого проекта Густава Климта для билета в 10 гульденов, еще имитирует симметрические казначейские билеты предыдущего периода по проектам Фердинанда Лауфбергера. Однако при переработке проекта профессор Рудольф Ресслер в изображение банкнот ввел элементы в стиле сецессион (сецессия).



Билет в 100 крон выпуска 1902 г. по проекту венгерского живописца Ласло Хегедюша представляет уникальный подход — купюра оформлена, как сцена в театре. На двух сторонах билета слева изображен образ матери-родины.



На “немецкой” стороне справа изображен кузнец, символизирующий промышленный характер западной, “немецкой”, части монархии Габсбургов; на “венгерской” стороне — крестьянин, представляющий сельскохозяйственное направление восточной части монархии. Это был последний билет с четким идейным содержанием. В более поздних выпусках бумажных денег такая идейная тематика исчезнет, что станет следствием сложного общественного положения в монархии Габсбургов и проявлением латентных тенденций к ее распаду.
Билет в 1000 крон выпуска 1902 г. проектировал живописец-модернист Генрих Лефлер. Его композиция асимметрическая, а сама банкнота напоминает ковер с широкой орнаментальной рамкой из сложных розеток — кривых гилош. В бумажных деньгах образца 1902 г. использовались защитные решетки: имеют форму узоров текстильных обоев.



Последующие выпуски билетов, кроме 100 крон образца 1910 г., проектировал технический директор Печатного завода ценных бумаг Йозеф Пфайфер. Доминирующими элементами банкнот данного периода стали идеализированный анонимный женский портрет (в одном случае — портрет молодого мальчика), выразительные темно-голубые надписи, кривые гилош. Все части изображений на деньгах соединяют темные многоцветные псевдорельефные защитные сетки, занимающие поверхность банкнот.
В выпусках 1914 г. и 1915 г. на билетах в 50 и 10 крон появился новый элемент — белый боковой край (купон).





До 1910 г. “немецкая” и “венгерская” стороны бумажных денег остаются все еще похожими. Но в связи с появлением многочисленных фальшивых билетов в 100 крон выпуска 1910 г., чтобы усложнить изготовление подделок, на каждой стороне новой купюры в 100 крон выпуска 1912 г. печатаются разные изображения. Одна сторона билета визуально превосходит другую. При этом, чтобы сохранить равноценность использования языков народов монархии, на основной стороне купюры они чередуются.




Техническая новизна бумажных денег данного периода — перпендикулярно пересекающиеся ирисовые цветные пояса на основном фоне. “Ирисовую” печать на австро-венгерских банкнотах ввели довольно поздно, но в уникальной модификации. В выпусках 1913 г. на банкноты вернулись водяные знаки, однако они были гораздо худшего качества, чем на бумажных деньгах 1796—1863 гг. В художественном плане примечательна только банкнота в 100 крон выпуска 1910 г. — проект представителя венского модернизма Коломана Мозера, признанный одним из лучших в стиле модерн.




Банкноты, выпущенные в период Первой мировой войны, были преимущественно низкого технического качества и художественного уровня. В выпуске 1918 г. (20 и 10 000 крон) использовалась модификация билетов в 20 крон образца 1913 г. и 1000 крон образца 1902 г. Банкнота в 2 кроны выпуска 1914 г. имела такой низкий уровень печати, что возникла необходимость ее нового производства. Односторонние банкноты в 25 и 200 крон выпуска 1918 г. также отличались очень простым проектированием.




Внимания заслуживают бумажные билеты в 1 крону выпуска 1916 г. и 2 кроны выпуска 1917 г. Для их более быстрого проектирования использовалась проверенная симметрическая композиция, и ранее применявшиеся архитектонические элементы.




В создании банкнот 1900 – 1917 гг. участвовал знаменитый гравер Фердинанд Ширнбек, ученик талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, он гравировал на стали тончайшие изображения для банкнот и почтовых марок.
Таким образом, для всех периодов выпуска бумажных денег в монархии Габсбургов характерно постоянное улучшение их технического уровня. Почти все выпуски представлены новыми элементами или отличаются художественным подходом. Оформление бумажных денег постоянно анализировалось. Если в каком-то выпуске упускались преимущества оформления билетов предыдущего выпуска или новый выпуск отрицательно влиял на функциональность денег, находящихся в обращении, тогда в следующем выпуске имевшиеся негативные моменты устранялись. Снижение качества изготовления некоторых выпусков банкнот в большинстве случаев было лишь следствием политических условий и экономически нестабильных периодов.
На протяжении 160 лет уровень изготовления бумажных денег в монархии Габсбургов повышался: от излишне меркантильной полиграфии до более высокого — специализированной защищенной печати, что повлияло на развитие этой отрасли и в мировом масштабе.
По статье Збышека Шустека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий